Поиск

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий до 15 лет лишения свободы за хищение бюджетных средств

509 0

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий до 15 лет лишения свободы за хищение бюджетных средствВ Госдуму внесен законопроект, предусматривающий до 15 лет лишения свободы за хищения из казны. Также документ вводит определение коррупционного преступления, под которое попадают более 40 составов УК, в том числе мошенничество. Расходы подозреваемых в таком правонарушении предлагается поставить под жесткий контроль прокуратуры. В пятницу депутат Госдумы Ирина Яровая внесла в Госдуму новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями». Проект вводит в Уголовный кодекс понятие коррупционного преступления и предусматривает жесткие наказания за хищения средств бюджетов, внебюджетных фондов и госкорпораций. В пояснительной записке отмечается, что в 2008 году закон «О противодействии коррупции» ввел понятие коррупции, но не дал определения коррупционному правонарушению и коррупционному преступлению. Поэтому законопроект предлагает определение коррупционному преступлению и вводит их перечень, в который включены 46 составов преступлений.

Сюда включены, в частности, нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата (ст. 141.1 УК), подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), служебный подлог (ст. 292 УК), нарушение правил незаконного оборота наркотиков (ч. 2 ст. 228.2 УК), мошенничество (ч. 3 и 4 ст. 159 УК), отмывание денежных средств (ст. 174 УК) и другие. Определение коррупционного преступления и перечень всех статьей, к которым они относятся, депутат Яровая предлагает включить в Уголовный кодекс в отдельной дополнительной статье.

При этом под лицами, которые совершают коррупционные преступления, понимаются не только чиновники и главы госкорпораций, но и предприниматели. Также законопроект вводит новую статью 164.1 «Хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и финансовых средств государственной компании, государственных корпораций». За расхищение казны в особо крупном размере статьей предусматривается наказание до 15 лет лишения свободы.

Похожая система действовала в советское время, согласно которой похищенные средства разделялись на «социалистическую собственность» и всю прочую. За посягательство на «социалистическую собственность», под которой подразумевались государственные средства и имущество, была установлена повышенная ответственность. Так, УК РСФСР в 1962 году был дополнен печально известной статьей 93 прим (хищение социалистической собственности в особо крупном размере), которая предусматривала для виновных и смертную казнь. Предлагаемый законопроект также вводит новый вид ответственности: в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого в совершении коррупционного преступления, одновременно предлагается запустить механизм контроля за его расходами.

Для этого вносятся поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым следователь, который приступит к расследованию коррупционного преступления, должен будет обратиться в прокуратуру для осуществления контроля за расходами подозреваемого, его супруги и несовершеннолетних детей. Одновременно это потребует ввести поправки в Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-фз «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», которые возлагают контроль над расходами подозреваемого в коррупционном преступлении и его родственниками на прокуратуру.

Недавно с похожей инициативой выступал другой депутат Илья Костунов, который входит в комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы, возглавляемый Яровой. Костунов в своем законопроекте предлагал дополнить статью 159 УК (мошенничество) седьмой, специализированной разновидностью, которая бы ввела жесткие санкции за расхищение казны, увеличить сроки давности и расследования. Его законопроект в данное время находится на согласовании в правительстве России.

«Я предложил текущую коррекцию законодательства для того, чтобы хотя бы не осложнять условия работы правоохранительным органам, — сказал Костунов. — Тот законопроект, который предлагает Ирина Яровая, он тоже востребован. Я рад, что там нашли отражения и идеи, озвученные мной, что касается надзора за доходами лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений. Ее законопроект более широкий. Одновременно тот подход, который предлагает Ирина Анатольевна, он и более сложный, потому что предметов для спора и обсуждения становится значительно больше. Поэтому я, со своей стороны, готов приложить усилия, чтобы подобные изменения в законодательстве были как можно быстрее приняты».

Другой депутат Рафаэль Марданшин, представляющий думский комитет по уголовному и процессуальному праву, законопроект Костунова ранее раскритиковал, но к предложению Яровой отнесся более лояльно. «Этот совершенно другой, он направлен на борьбу с проявлениями коррупции, — сказал он. До настоящего времени понятие коррупционного преступления было расплывчатым. Данным законопроектом такое определение дается. И есть перечень преступлений. Да, там есть статья «мошенничество», но нет ст. 159.4, которая касается мошенничества в предпринимательской сфере.

Правда, есть один момент, который настораживает. Дело в том, что в законопроекте под субъектом преступления понимаются не только должностные лица, но и руководители коммерческих организаций, фактически предприниматели. При обсуждении законопроекта в Госдуме если не к первому чтению, то ко второму нужно будет более тщательно обратить на это внимание». Автор законопроекта Ирина Яровая сказала, что рассчитывает на то, что коллеги поддержат ее законопроект и примут его уже в осеннюю сессию.

Пункт о коррупции в госкорпорациях в законопроекте Яровой не связан со скандалом вокруг инновационного центра «Сколково», как не коснется акционерных обществ, университетов и других проектов с государственным участием, которые не являются госкорпорациями или внебюджетными фондами, пояснил депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев. «Вообще идея классифицировать коррупционные преступления мне представляется правильной, но в законопроектах Яровой дьявол всегда кроется в деталях. Обычно ее инициативы сильно осложняют людям работу, при этом остается возможность уйти от ответственности», — считает Пономарев.

Между тем депутаты ожидают волну критики со стороны адвокатов, Верховного суда и профессиональных юристов. Как отметил источник в парламенте, изначально при подготовке законопроекта обсуждалось введение отдельной главы, посвященной коррупционным преступлениям. Поэтому законопроекту в нынешнем виде предстоит пройти корректировки, полагает собеседник.

«Я помню очень старые слова: беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник. Если бы Яровая была профессиональным юристом, она бы этих глупостей не вносила, — заявил бывший следователь, а ныне адвокат Юрий Костанов. Если у нее даже есть юридический диплом, то я этому не удивлюсь, потому что очень много выпускников этой специальности на самом деле профессионально абсолютно не состоятельны. Двоечники не украшают окружающего нас мира. Если бы Яровая иногда бы почитывала действующий кодекс, ей бы не пришло в голову вводить новый вид хищения. Какая разница, что человек украл — чулки, носки или велосипеды. Если уже есть статья, карающая за хищения в разных формах, то не нужно еще одну вводить. Государственные отдельно, частные отдельно — с какой стати?

Хищения должны отличаться по способу и размеру, а не по объекту». Вводимый новый вид ответственности юрист назвал «абсурдным». «Человека кто-то заподозрил, то ли сосед злобный, то ли какой-то ментовской осведомитель, которому надо оправдать те подачки, которые он получает. Мало ли по каким причинам, взял и написал заявление — и вот вам уже появляется подозреваемый, которому даже обвинение не предъявляют, потому что нет доказательств, а уже в отношении него куча каких-то негативных последствий, — отметил Костанов.

Извольте проверять его расходы, и его, и детей. А внуки и правнуки туда не попадают? Они что, с ума сошли? Они всю страну решили, эти милые депутаты, поставить на такой жесткий контроль. Я как, рядовой избиратель и налогоплательщик, на чьей шее сидят все эти депутаты, я бы поставил под жесткий контроль депутатские расходы. Когда депутаты вскакивают и шумят, что им надо увеличить зарплату до 160 тысяч в месяц, а учителя, врачи, я не говорю о пенсионерах, живут впроголодь, то таких депутатов надо разгонять. И это будет совершенно правильно».

Комментарии
comments powered by HyperComments