Модифицированный Ми получил новую авионику, лопасти из композитов. Теперь им управляют не пять, а два человека. За габариты этот вертолет-гигант часто называют «летающей коровой». Винтокрылый великан способен поднять в небо до 20 тонн груза. В боевых условиях – до 85 солдат или две боевые машины. На гражданке «корова» помогала при ликвидации Чернобыльской катастрофы, устанавливала опоры ЛЭП, спасала пострадавших от стихийных бедствий. Совсем недавно Ми-26 МЧС России вернулся из бедствующей Японии. Ветер и дождь, плохая видимость. Несмотря на капризы погоды, самый тяжелый вертолет в мире легко поднимается в небо. Новую модификацию легендарной «летающей коровы» — Ми-26Т2 — освоили на ростовском предприятии «Роствертол», входящем в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростехнологии». «Мы единственное предприятие, которое делает тяжелые транспортные вертолеты, которые знает весь мир, которые работали во всех точках и сейчас продолжают работать», — говорит Борис Слюсарь, генеральный директор ОАО «Роствертол».
На счету вертолета-гиганта 4 мировых рекорда грузоподъемности. В боевых условиях он перевозит до 85 солдат или две боевые машины. На гражданке «корова» помогала при ликвидации Чернобыльской катастрофы, участвовала в спасении пострадавших при пожарах, землетрясениях, цунами. Совсем недавно Ми-26 МЧС России вернулись из бедствующей Японии. «В этом вертолёте все особенное. В нем все — больше всех.
У него самый большой винт, самый большой фюзеляж, самая большая грузоподъемность, самая большая кабина, самый большой рулевой винт», — рассказывает Вадим Михеев, историк вертолетной техники. Модернизированный Ми-26 получил новую авионику, то есть приборы пилота. Это называется «стеклянная кабина» — вся информация выводится на пять многофункциональных жидкокристаллических дисплеев, никаких стрелочных приборов.
«На индикаторах мы видим навигационные карты, которые нужны для летчика, для штурмана, всю навигацию. Плюс состояние всех вертолетных систем можно контролировать как на Земле, так и в полете», — объясняет Сергей Попов, директор программы Тяжелые вертолеты Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля. Теперь Ми-26 управляют не пять, а два человека. Летчики сами прокладывают маршрут, следят за техническими параметрами полета — без работы могут остаться штурманы и бортмеханики.
Спутниковая навигация ГЛОНАСС, системы предупреждения столкновения в воздухе и близости земли, современный метеолокатор и даже новый цифровой автопилот. Все это разгружает экипаж. Чтобы поднять в воздух такой вертолет-гигант, не обойтись без самых передовых технологий. В Ростове-на-Дону освоили производство лопастей из композиционных материалов. Внутри – «пчелиные соты». Раньше их делали из алюминия. Композиты позволяют значительно уменьшить вес и увеличить прочность.
«Чем отличаются соты композиционные от алюминиевых? Эти сделаны из металла, который имеет свойство коррозировать. Значит, у него долговечность ограничена. Вот у этих сот фактически жизненный ресурс неограничен», — поясняет Александр Шамшура, директор лопастного завода ОАО «Роствертол». Внутри лопасти – стальной лонжерон. На каждый в 11 слоев наматывают более 3 тысяч километров стеклянной высокомодульной нити. Раньше это приходилось делать вручную, сегодня на «Роствертоле» работает новейшая автоматизированная линия.
«После того, как намотают лонжерон, его отвозят в пресс-форму. В пресс-форме дают температуру и давление, и он спекается, получается прочный, надежный лонжерон, который при попадании снаряда в 30 мм не теряет своих прочностных характеристик», — рассказывает Александр Шамшура, директор лопастного завода ОАО «Роствертол».
Живучесть в бою для ростовских винтокрылых машин — одно из главных требований. Тем более что именно здесь 40 лет выпускают старого солдата Ми-24. Он прославился еще в Афганистане, а сегодня «Крокодил», как его прозвали в армии, обрел новый индекс Ми-35М и современную начинку. Снаружи все тот же «летающий танк», а внутри новые двигатели и электроника. Первые вертолеты с конвейера вот-вот отправятся в боевые части.