Народный артист России Николай Цискаридзе должен покинуть Большой театр — сегодня истекают оба его срочных договора. В главном театре страны танцовщик проработал 21 год. Известно, что у Цискаридзе с Большим уже несколько лет были напряженные отношения. Артист неоднократно заявлял, что они вызваны, в первую очередь, его критикой в адрес руководства ГАБТа. В частности, он не скрывал своего отношения к недавно прошедшей реконструкции театра, которую назвал «вандализмом». Ситуация обострилась в январе этого года, когда произошло нападение на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина возле его дома на Троицкой улице в Москве. Филину плеснули в лицо кислотой, он был госпитализирован с серьезными ожогами лица и глаз. Сначала проходил курс лечения в одной из больниц Москвы, теперь — в Германии.
В ряде СМИ прошла информация, что Цискаридзе мог быть причастным к происшествию. В то же время некоторые издания сообщили, что, по мнению Цискаридзе, пресс-служба и генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов используют ситуацию в личных целях, обвиняя людей, работающих в театре, в причастности к этой трагедии. Администрация ГАБТа заявила тогда, что не ведет никакой кампании против Цискаридзе. Скандальное интервью и суд. В начале февраля 2013 года Цискаридзе дал интервью, в котором обвинил администрацию в создании атмосферы репрессий и призвал правительство уволить руководство театра. В ответ администрация ГАБТа пригрозила подать против артиста иск и объявила ему выговор.
Речь шла о запрете на интервью без согласия руководства театра. Однако Цискаридзе успел обратиться в суд первым: он заявил, что взыскания необоснованы, так как интервью он давал в нерабочее время, не организовывал его и не распространял в СМИ. ГАБТ был готов пойти с солистом балета на мировое соглашение при условии, что тот откажется от своего иска. Однако вскоре стало ясно, что «мировая» не удалась: обе стороны отказались выполнять предъявленные требования. 17 марта Цискаридзе вновь выступил с жесткой критикой руководства Большого в эфире телеканала НТВ. Коме того, он усомнился в том, что ожоги, полученные Филиным в результате нападения, действительно тяжелы. В этой же программе артист выразил готовность возглавить ГАБТ.
12 апреля Тверской суд Москвы частично удовлетворил иск Цискаридзе к Большому театру о наложении на него двух дисциплинарных взысканий. Согласно решению суда, выговор от 20 февраля 2013 года признан законным, а дисциплинарное взыскание от 5 февраля 2013 года с артиста снято как необоснованное. Незаконным признано взыскание, наложенное на артиста за интервью, в которой Николай Цискаридзе говорит о своей непричастности к нападению на худрука балетной труппы Большого театра Сергея Филина.
16 апреля Большой театр подтвердил, что вынес Цискаридзе третий выговор, а 7 июня уведомил артиста о том, что не будет продлевать два его срочных трудовых контракта, которые были подписаны год назад. Их срок истекает сегодня. Сам Цискаридзе, выступая в одной из телепередач на Первом канале, заявил, что ему «подсунули» срочный трудовой договор. По словам артиста, он был уверен, что один из договоров, по которому он работал в театре в качестве артиста балета, — бессрочный. На 2 июля назначено заседание Мосгорсуда, где должна быть рассмотрена жалоба Николая Цискаридзе на решение о частичном удовлетворении его иска к Большому театру о снятии взысканий, наложенных на него администрацией.
Карьера Цискаридзе: что будет дальше? Что касается дальнейшего трудоустройства Цискаридзе, то пока артист не делал никаких заявлений. К нему поступало несколько предложений о работе. Например, глава Якутска Айсен Николаев позвал Николая Цискаридзе в Государственный театр оперы и балета имени Суоруна Омоллона. А Шарль Жюд, возглавляющий балет Национальной оперы Бордо, готов принять артиста в своей труппе. От московских театров, предложений пока не поступало.
Николай Цискаридзе пришел в Большой театр по приглашению Юрия Григоровича в 1992 году по окончании Московской академии хореографии. Он был сразу принят в труппу ГАБТа, где вначале прошел почти весь кордебалет, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии, среди которых Французская кукла в «Щелкунчике», Конферансье в «Золотом веке», Юноша в «Шопениане», Голубая птица в «Спящей красавице». Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара.