Третий год подряд российский авторынок занимает второе место в Европе по продажам. Впервые за долгое время в ряде стран спрос на автомобили начал расти, что позволило экспертам сделать оптимистические прогнозы. Российский автомобильный рынок третий год подряд остается одним из крупнейших в Европе, занимая второе место по объему продаж. При этом, по предварительным оценкам агентства «Автостат», продажи легковых автомобилей в прошлом году в России составили 2,59 млн единиц, что на 6% ниже результата 2012 года. Лидером по реализации автомобилей в 2013 году остается Германия, где было продано 2,95 млн машин, что меньше показателя предыдущего года на 4,2%, — об этом сообщает «Автостат» со ссылкой на национальные ассоциации автопроизводителей Европы.
В декабре в Германии был отмечен рост продаж на 5%, количество заказов на новые автомобили возросло на 14%. Такая ситуация, по мнению экспертов, свидетельствуют о продолжающейся стабилизации немецкого авторынка, который, согласно прогнозам Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), в 2014 году должен приблизиться к отметке 3 млн.
Третье место заняла Великобритания, где результат продаж стал лучшим с 2007 года – там было продано 2 264 737 машин, что превышает предыдущий результат на 10,8%. Как отмечают в Британском обществе автопроизводителей и автодилеров (SMMT), в то время как европейский авторынок только начинает демонстрировать признаки восстановления, рост продаж в Великобритании фиксируется уже 22 месяца подряд. Между тем в SMMT ожидают, что в 2014 году реализация легковых машин останется стабильной, чему, в частности, будет способствовать возвращение потребителей к более частой замене автомобилей.
Далее идет авторынок Франции, в которой продажи снизились на 5,7%, до 1,79 млн автомобилей. При этом в 2014 году, как ожидают во Французской торговой палате (CCFA), продажи автомобилей несколько стабилизируются, хотя по-прежнему останутся на низком уровне.
Замыкает пятерку лидеров Италия с показателем 1,3 млн машин (-7,1%). Как отмечают в Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), в декабре продажи автомобилей в стране показали рост впервые с августа 2011 года, что свидетельствует о потребности в обновлении местного автопарка, который на данный момент остается одним из наиболее старых в Европе. В связи с этим в ANFIA рассчитывают на восстановление итальянского авторынка, которое может начаться во второй половине 2014 года.
Благодаря стимулирующей программе по субсидированию покупки новых экономичных автомобилей испанский авторынок после двух лет падения по итогам 2013 года показал рост – на 3,3%, до 722 703 машин. Согласно прогнозам аналитического агентства LMC Automotive, позитивная динамика продаж в течение 2013 года может послужить хорошим предзнаменованием для роста европейского рынка в 2014 году. Пока эксперты предрекают скромные 2–3%.
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов считает второе место России в европейском рейтинге более чем достойным результатом. «История российского рынка по сравнению с европейским намного короче, — рассказал Удалов. — Он долгое время был закрыт, продавались только отечественные автомобили, и ситуация изменилась всего лишь около 20 лет назад. Кроме того, обеспеченность российских покупателей автомобилями намного ниже, чем европейских.
У нас на 1000 человек приходится 250–270 автомобилей. В Европе же на 1000 жителей приходится около 500 машин. Европейский рынок во многом растет за счет замены старых машин на новые. Люди уже 50 лет ездят на автомобилях и по-другому свою жизнь не представляют. У нас рынок развивается за счет притока новых автовладельцев».
По мнению эксперта, российскому рынку удалось удержать позиции за счет изменения сегментации. Поэтому 12-процентное проседание результатов лидирующего «АвтоВАЗа» не сказалось на общих оценках. «Отечественный «АвтоВАЗ» упал, поскольку снизились продажи в бюджетном сегменте. При этом сегмент кроссоверов и премиум-сегмент в 2013 году показали прирост. Ряд брендов также подрос, а кто-то просто сохранил свой уровень продаж», — говорит Удалов. По мнению эксперта, в 2014 году обеспеченность населения автомобилями вырастет во многом за счет оживления спроса на подержанные автомобили.
«Несколько лет назад на рынок массово вышли бюджетные иномарки. К примеру, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Renault Logan. Сейчас как раз приходит время их менять. Те, у кого не было машин, станут покупать подержанные «Лады» и «Солярисы», — считает Целиков. — Поэтому количество автовладельцев станет больше, при этом рынок новых автомобилей замедлится, а подержанных — возрастет. Согласно нашим прогнозам, в целом российский рынок в этом году покажет небольшой минус — от 1% до 5% в худшем случае».