Кому поручат проектировать станции на Малом железнодорожном кольце Москвы, которое станет пассажирским, выяснится между майскими праздниками. Будут подведены итоги конкурса, который был объявлен еще в декабре. Как Кольцо будет выглядеть через год, когда его планируют cдать. Где оборудуют узловые станции, как будут продавать билеты, куда денутся гаражи вдоль нынешней дороги. В 1908 году уже запускали пассажирское движение по Малому железнодорожному кольцу. Предполагалось, что оно станет лучшим способом добраться на дачи. Но пассажирское движение было очень дорогое, и поэтому дорогу стали использовать для перевозки грузов и перегона вагонов с одной железной дороги на другую. А здания пассажирских станций по кольцу до сих пор остались. Но они по большому счету не используются. Еще один парадокс. Кольцо до сих пор не электрифицировано, напомнил первый заместитель гендиректора Московской кольцевой железной дороги (МКЖД) Алексей Зотов.
«Так и осталось с прошлого века. Ходят тепловозы. Гудят. И черный дым от них можно часто видеть», — рассказал он. Вокруг кольца вместо дач теперь территории промышленных предприятий. Большинство используются как склады, либо вообще не задействованы, полно там самостроя — автосервисов, бань. Много и гаражей, которые легально и нелегально построены в полосе отвода железной дороги. Там, где права на землю получены законно, участки у владельцев будут выкупать, а временные сараи и капитальный самострой снесут без компенсаций.
Сто пар поездов в сутки: Промышленность вокруг кольца будет развиваться, но уже не потребует такого количества грузовой работы. Основным будет пассажирское движение, но добавляется третий путь для грузового движения, рассказал Зотов. Пассажирское движение будет идти по двум направлениям — сто пар поездов в сутки. В час пик с интервалом в пять-шесть минут, а в другое время, когда пассажиров меньше, поезда будут ходить каждые десять минут. Это большой проект: РЖД ведет реконструкцию двух главных путей и прокладку третьего.
Причем последний хотят проложить не на всех 54 километрах кольца, а только на 40 километрах. Там, где есть переходы через Москва-реку (ЗИЛ, площадь Гагарина, Лужники, Кутузово-Сити) будет по два пути, так как строительство новых мостов через реку очень дорогое удовольствие. Здесь грузового движения не будет, так как нет особой потребности. А существующие сто лет назад мосты при пересечении автодорог будут реконструировать. В ряде случаев их расширят до 10, а где нужно и до 12 полос.
Малое кольцо предстоит электрифицировать, также как и съезды с него. Эту работу уже ведет РЖД. Также компания отвечает за создание платформ, мест для покупки билетов и ожидания поездов, переходов. Станции, построенные в начале прошлого века, не будут использовать для пассажирского движения. А новые станции появятся там, где есть пересадка на радиальные направления железных дорог. Их в Москве — десять. По девяти запланирована пересадка с радиальных направлений. Исключение — Киевская ветка.
Здесь нет возможности сделать станцию, поскольку проходит третье автомобильное кольцо, пояснил Зотов. Это будут транспортно-пересадочные узлы для пассажиров разных видов транспорта: электрички, метро, автобусы. И, скорее всего, появится единый билет. Выйдя из метро, можно будет, например, пройти на кольцевую электричку или на парковку. Предстоит «привязать» к узловым станциям маршруты наземного общественного транспорта, фронты посадок такси. Кстати, метро и электрички способны перевозить 30 тысяч пассажиров в час.
Вкладывать деньги в пересадочные комплексы готовы и частные компании. Они прекрасно понимают, что наличие еще одной общественный транспортной системы, может сделать и их объекты привлекательней. Например, от площади Гагарина до Сити путь займет десять минут, подсчитал Зотов. А в районе Ботанического сада строят жилые кварталы, и бизнесмены готовы вложить деньги и в пересадочный узел, где есть магазины, стоянки, чтобы повысить привлекательность жилья. Планируется даже проводить конкурс среди инвесторов на участие в освоении территории вокруг Малого железнодорожного кольца. Здесь есть 100 гектаров земли, которые можно еще использовать.
Новая станция — Ярославская: А вот существующие столичные вокзалы при создании новых пересадочных центров трогать не будут. Ключевые радиальные направления сделают немного поодаль от них. Например, в сторону Мытищ в районе платформы Северянин появится пересадочный комплекс Ярославская. Окружную станцию постоят на Савеловском ходу, Николаевская — на Лениградском (Октябрьском), рассказал Зотов.
Запускать все станции Кольца будут одновременно, так как электрички должны ходить по всему кольцу, отметил он. Сейчас уже делают платформу Лужники. Площадь Гагарина построена в бетоне и интегрирована с метро. Там сейчас введутся отделочные работы. На станции Ленинский проспект в метро в центре зала можно увидеть заделанную стену. Это и есть переход на платформу Площадь Гагарина. В Сити уже сейчас готовятся сваи. На Пресне — сделана путевая часть. Многие другие платформы будут сформированы уже в этом году. После их ввода нагрузка на существующие вокзалы станет меньше, считает Зотов.
Кольцо станет на 75 минут «короче»: Планируется ввести самые современные системы оплаты проезда, в том числе и с телефона. Но главное, чтобы системы оплаты на МКЖД были синхронизированы с системами метро и пригородных электричек. Пока Кольцо в некоторых местах разорвано, кое-где работает только один путь. И сейчас время поездки по нему займет два с половиной часа. А когда его сдадут в конце 2015 годе, если все будет по плану, то время в пути с учетом всех остановок займет один час 15 минут.
В поездах планируется Wi-Fi. Сами поезда будут по техническим параметрам ближе к метро, где ускорение больше и остановки частые. Среди производителей составов тоже будут проводить конкурс, сказал Зотов. Одно из главных требований, чтобы двери были широкими. Второе — чтобы можно было пройти через весь поезд без открывания многочисленных дверей, как по коридору.