Российским старшеклассникам больше не будут преподавать русский язык и литературу по отдельности. Согласно новым стандартам образования, с будущего года оба предмета объединят в один. Нововведение уже вызвало горячие споры между разработчиками программы и учителями. Давно прошел день 1 сентября, но ажиотаж на учебники в магазине не спал. Продавцы говорят, что за последний месяц пособия по русскому языку и литературе покупать стали чаще, и берут их не только школьники — в очереди за методичками выстраиваются и те, кому экзамены сдавать уже точно не придется. Продавец книжного магазина Елена Серегина отмечает: «Чаще покупают пособия по русскому языку, часто спрашивают их. Люди у нас испытывают проблемы с грамотностью, очень часто спрашивают пособия по деловому стилю речи».
Впрочем, возможно, уже скоро учебников станет меньше. Чиновники приняли для старших классов новый стандарт, и в нем не нашлось места для русского языка и литературы — их объединяют в один предмет. «Программа 10-11 классов и в действующем стандарте и в новом – это стилистика, это культура, речи. А как же ее еще изучать, если не посредством русской литературы?» – поясняет директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко. Разработчики новой дисциплины ностальгируют: в советских школах у старшеклассников русского языка не было, выпускников обучали только литературе, а итоговую оценку делили сразу на два предмета.
Руководитель издательства «Просвещение», которое уже почти 50 лет печатает учебники, объединением дисциплин решил озадачиться всерьез. Генеральный директор издательства Александр Кондаков уверен: «Изучение родного языка — синтаксис, лексика, грамматика, и так далее — в достаточно больших объемах есть в основной школе, с пятого по девятый классы. В 10-11 классах основная задача школы — формирование ценностно-смысловой сферы ребенка, и в этом плане изучение литературы; умение отстаивать мнение, возможность изложения текстов разных жанров – важнейшая задача общества, особенно, на этапе информационной революции».
То, в каких школах опробуют это нововведение, пока неизвестно, не ясно и то, какое количество часов потребуется на освоение дисциплины. По программе, которая пока еще действует, русскому языку учат один раз в неделю, а литературе — четыре. В общей сложности, это 280 часов за два года. Новую — пока еще не разработанную — программу в качестве эксперимента введут со следующего года, а к в 2020 году на нее планируют перевести всех.
В одной из московских школ педагогический коллектив уже решил, как будет бороться с нововведением. Учителя говорят, что даже если программу утвердят, русский и литературу они будут преподавать раздельно. Учитель русского языка и литературы центра образования № 109 Елена Митяева пояснила: «26 лет работы меня убедили в том, что не то, чтобы объединять эти предметы нельзя — их нужно разъединять, и вести русский язык и литературу должны разные преподаватели. Русский язык я оцениваю как точный предмет. Он организован как математика, он строг и логичен. А литература всегда воздействует на эмоции, на развитие души человеческой».
«Без Родины нет смысла выходить на дорогу», «Болконский изменил дубу», «Бондарев показывает в своей статье, что может случиться на экзамене». Все это цитаты из ответов старшеклассников по ЕГЭ. Таких примеров в Интернете очень много, и каждый год их количество увеличивается. Учителя говорят, что выпускники все чаще допускают именно грамматические ошибки, а проблемы с пунктуацией постепенно отходят на второй план. Доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург предостерегает: «Если мы хотим в стране готовить только по одной специальности – охранник газовой трубы, то тогда так нужно и сделать. Кроме того, есть еще одна очень серьезная вещь: идет очень серьезный демографический сдвиг, и даже в московских школах есть уже такие классы, где для большинства ребят русский язык не является родным. Тут уже впору начинать готовить учителей, преподающих русский язык как иностранный».
Сторонники реформы не совершили революции. Язык и литературу одним предметом преподают во многих странах, например, в Польше. Там детей учат по такому стандарту с первого класса. Да и сама идея объединения русского языка и литературы в один предмет не нова. Так, в школах дореволюционной России была даже такая дисциплина, и называлась она «Словесность». Противники нововведения говорят, что из года в год успеваемость учеников падает, и если пойти по пути облегчения, то, возможно, будущие старшеклассники не будут толком знать ни родного языка, ни литературы.