Ответные меры российской стороны в отношении западных стран, похоже, не ограничатся одним лишь запретом на ввоз в Россию европейских продуктов питания. Следующими «жертвами», вполне возможно, станут иностранные автомобили. Причем, возможно даже те, которые производятся непосредственно на территории России. В Госдуме в скором времени планируется внести законопроект о запрете госзакупок собранных в России автомобилей тех стран, которые ввели в отношении РФ санкции. Автором идеи является зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев (КПРФ). Напомним, что ранее – в июле был введен запрет на государственные закупки машин, собранных за рубежом. Теперь, с запретом государственных закупок американских, европейских и японских машин, собранных в России, данный сектор может оказаться полностью закрытым.
По мнению депутата Соловьева, запретив госзакупки иномарок, Россия получит возможность стать экономически независимой. «В мире есть китайский, корейский автопром. И наше производство при таком решении будет более активнее развиваться», — отметил депутат. В появлении данного предложения нет ничего удивительного. Напротив, оно полностью укладывается в развивающийся тренд демонстративного отказа от западных товаров, причем, в ряде случаев, любой ценой.
Главный же вопрос заключается в том, как подобная «забота» отразится на российском автомобильном рынке и самих россиянах. Большинство экспертов считают подобные меры необоснованными, вредными и не способными положительно повлиять на производство отечественных автомобилей.
«Мне это напоминает советские времена, когда существовали фирмы из третьих стран, через которые можно было закупить абсолютно все что нужно для оборонной промышленности через третьи страны. Мне кажется, что все как было, так и останется, только получать деньги будут посредники», — заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» пояснил автомобильный эксперт Михаил Горбачев.
Впрочем, по его мнению, ограничение «автомобилизации» чиновников – не самое большое зло на данном этапе. Куда хуже будет, если правительство примет решение об ограничении импорта иностранных автомобилей для рядовых потребителей. «Это приведет к образованию огромной армии безработных, закроется масса дилерских центров. Конечно, это возможно даст какой-то всплеск к развитию российского автопрома, но нужно смотреть немного дальше», — подчеркнул эксперт.
Учитывая энтузиазм российских высших чиновников и депутатов, в части запрещения всего, что имеет отношение к странам, поддержавшим санкции в отношении России, запрещение «гражданских» иномарок вряд ли вызовет особое удивление. Ничего хорошего от запрета госзакупок иномарок не ждет. «Россия на текущий момент времени была страной достаточно серьезно втянутой в рыночную экономику мировую, глобализацию, поэтому сейчас определить, кто на территории России является своим, а кто чужим в автомобильном бизнесе, достаточно затруднительно», — считает эксперт.
По его мнению, проблемы могут также возникнуть при закупке российских автомобилей, так как основные производства ОАО «АвтоВАЗ», группа «ГАЗ» и ОАО «КАМАЗ» работают с участием иностранных инвесторов, либо полностью выкуплены зарубежным компаниям, добавил эксперт. Дацкив обращает внимание на то, что в последнее время суммы инвестиций зарубежного бизнеса в российский автопром составляют не менее $500 млн. Также зарубежные компании спонсировали Олимпиаду в Сочи и вкладывают средства в сборную России по футболу.
«Инвестиции в эту область прекратятся и приостановятся. То, что до сих пор недостроенная база по производству комплектующих, двигателей, коробок не будет никогда построена, это очевидно», — полагает эксперт. Из всего этого, по мнению Олега Дацкива, введение ограничений российскими властями на покупку зарубежных машин будут иметь «обратное действие» и приведут к «падению» российского автомобильного рынка.