Министр обороны Украины Валерий Гелетей заявил о создании спецслужбы с функциями, похожими на те, которые выполняли подразделения Смерш. Фактически это осовремененный аналог сталинского Смерша, службисты которого займутся обезвреживанием вражеских агентов и выявлением фактов невыполнения боевых приказов военными. Смерш — сокращение от «Смерть шпионам!». Так назывались контрразведывательные органы СССР в период Великой Отечественной войны, созданные в апреле 1943 года. Управление подразделениями подчинялось лично Иосифу Сталину. Новая структура во время войны понадобилась из-за того, что контрразведчики в структуре НКВД справлялись со своими обязанностями не очень эффективно. Поэтому Смерш был создан в структуре наркомата обороны.
Ровно те же самые доводы приводит и украинский военачальник Гелетей. По его словам, силами только правоохранительных органов с «пятой колонной» справиться не удается. По задумке Гелетея, спецслужба будет выявлять и обезвреживать агентуру врага, противостоять фактам саботирования приказов и дезертирству. Задействовать ее, подчеркивает глава минобороны, будут главным образом на передовой и в структурах военного управления.
«Непонятно, для чего создавать новую спецслужбу, если у нас и так есть нечто похожее на Смерш — это подразделение контрразведки в СБУ», — прокомментировал украинским СМИ бывший первый замминистра обороны Анатолий Лопата. Эксперт не исключил, что министр обороны просто захотел создать собственную службу для наведения порядка в подконтрольных подразделениях.
Другой свежей инициативой украинского руководства стал полный запрет на публикацию в соцсетях и рассказы родственникам о происходящем на поле боя. Так, министр обороны запретил распространение любой информации о положении дел, сложившихся с силами АТО под Иловайском. По словам Гелетея, лица, «воюющие» лишь в Интернете и по мобильным телефонам, распространяют при этом секретную информацию — время и маршруты движения колонн, количество личного состава и принадлежность их к определенным военным частям, тип числа вооружения и военной техники.
Отметим, что киевские руководители и подпевающие им украинские СМИ традиционно винят в неудачах своих войск в Новороссии кого угодно, только не себя. Так, на днях украинский президент Петр Порошенко свалил всю вину за провал на фронте на неких предателей в войсках. А министр обороны, как видим, пошел еще дальше и обвинил во всем Интернет и болтунов. Кстати, последних, к коим украинские силовики причислили всех пользователей соцсетей, сразу по окончании операции в Иловайске ждет жесткая проверка со стороны контрразведки СБУ. Об этом сообщил советник министра обороны Украины Александр Данилюк.
«Это неприемлемые абсолютно вещи, и они не могут иметь места безотносительно к тому, есть ли призывы к свержению действующей власти или нет, или просто человек хочет поделиться тем, что мы сидим, нас здесь 15 человек и у нас заканчиваются боеприпасы. Этого делать нельзя, потому что это подвергает опасности не только того человека, который пишет, но как минимум еще 14 человек, которые с ним рядом, и несколько сотен, которые в этом квадрате находятся», — обосновал он. В связи с этим украинским бойцам, пребывающим на территории боевых действий, уже запретили использовать мобильную связь.
Про другой эффективный сталинский способ повышения боеготовности — заградительные отряды — украинские власти официально пока не заявляют. Однако неофициально о существовании заградотрядов говорят уже не только ополченцы, но и в Киеве. На прошлой неделе в своем «Твиттере» в этом созналась одна из журналисток Анастасия Станко. По ее словам, с недавних пор батальон «Айдар» выполняет функции заградотряда, стреляя с тыла по украинским солдатам, которые пытаются отступить с фронта. Станко является автором нескольких фильмов о карательном батальоне «Айдар» и прожила не один день вместе с его бойцами в окрестностях Луганска. Так что не доверять словам журналистки нет причин.
Эксперты не исключают, что следующим шагом украинских военачальников может стать другая сталинская инициатива — о госпроверке (фильтрации) военнослужащих, бывших в плену или в окружении. Фильтрация предусматривала выявление среди них изменников, шпионов и дезертиров. И на Украине, судя по отношению властей к попавшим в «котлы» и в плен к ополченцам, все к этому идет.
«Украинской армии как организованной военной силы де-факто не существует, поэтому киевским мечтателям в погонах не остается ничего другого, кроме как генерировать такие экзотические планы и замыслы», — прокомментировал военный эксперт Игорь Коротченко. — Реальность же такова, что им сегодня надо думать о том, кто кормить их будет, а не мечтать о боеспособной армии».