Германия может побить рекорд по числу прибывающих мигрантов. Поток беженцев становится в разы больше, чем в самые непростые периоды в прошлом веке. Самым богатым на нелегалов годом в ФРГ считался 1992-й — тогда в страну въехали почти 400 тысяч мигрантов. Для сравнения — в этом году Германия может принять более 750 тысяч нежеланных гостей. По статистике, чаще всего на немецкую землю стремятся граждане Сирии, Сербии, Эритреи и Афганистана. От растущего числа мигрантов страдают и греческие острова. Там, в отличие от Германии, средств на их отправку в другие страны нет. Сегодня больше всего беженцев остаются на островах Кос и Лерос. Власти Греции уже обратились к международному сообществу с призывом оказать помощь в размещении нелегалов. Очередной страной, через которую мигранты попадают в Европу, стала Македония.
Люди штурмуют поезда в направлении сербской границы, чтобы переехать в западноевропейские государства. После многомесячного путешествия в Македонию, мигранты перебираются в Сербию, а уже там переходят границу с Венгрией. Железнодорожная платформа в македонском городе Гевгелия переполнена беженцами с Ближнего Востока и Африки. Тайными тропами — в Европу. Издалека они похожи на эко-туристов, но группы слишком большие, до 200 человек, рюкзаки слишком маленькие, в них только самое необходимое, а маршруты выбирают подальше от населенных пунктов и полицейских участков.
Беженцы из Сирии, Ирака и Афганистана пытаются через Македонию пробраться в Сербию, откуда, как они считают, рукой подать до Венгрии и Германии. «Германия же — большая страна, много возможностей, в том числе и для нас, эмигрантов. И экономика там на высоте. По крайней мере, мы так слышали», — говорит беженец из Афганистана Али. Только вот Германия число въезжающих в страну эмигрантов с Ближнего Востока ограничила, а Венгрия и вовсе решила строить на границе трехметровую стену, чтобы нелегалы не проникли. Македония — это такая лазейка в Евросоюз, парадный вход которого для выходцев из Африки и с Ближнего Востока закрыт. Идеальный вариант для тех, у кого нет ни денег, ни документов.
На соседнем холме, буквально в 50 метрах — македонско-сербская граница. Линия весьма условная и никем не охраняется. Контрольно-пропускные пункты есть только на железной дороге и автомобильных магистралях, а здесь, среди полей, можно ходить свободно и туда, и обратно. Местные жители жалуются: мигранты вытоптали все посевы, обобрали сады и огороды. В приграничных районах беженцы к тому же порой ведут себя агрессивно.
«Мы из дома выходить боимся. Они же приходят, садятся вокруг дома и ждут. Все ценное мы попрятали, а вот помидоры наши они все равно все съели — их же на грядке не спрячешь», — сетует жительница города Табановц Надежда Тасич. Нелегалы проделали трудный и опасный путь через Турцию и Грецию в трюмах кораблей и грузовых отсеках автобусов, но и Македония встречает неласково. Республика к такому наплыву беженцев была не готова — даже миграционных лагерей в стране нет. Международные правозащитные организации только начинают здесь свою работу.
«Мы трое суток ждали поезда на границе с Грецией. Дети, женщины, ни еды, ни воды. Людей столько, что за неделю всех перевезти невозможно», — говорит беженец из Сирии Ибрагим. Никогда раньше этот рейс не был таким популярным. В составе всего пара вагонов, поэтому, локтями пробивая дорогу на перроне, люди садятся на поезд на юге страны, в Гевгелии. На каждое место — не меньше полусотни желающих уехать.
И, уже не настолько решительно настроенные, они выходят из вагонов на севере в приграничном Табановце. Дальше — только пешком, и темп очень быстрый. Женщин тянут за руки, детей сажают на шею. Нужно торопиться, пока Евросоюз окончательно не захлопнул для беженцев из Африки и Ближнего Востока абсолютно все двери.