Очередная катастрофа военного самолета произошла в России во вторник — в Пермском крае разбился истребитель-перехватчик МиГ-31, оба летчика погибли. О причинах ЧП с определенностью говорить пока рано — они станут более-менее ясны в лучшем случае после расшифровки черных ящиков; однако инцидент заставил в очередной раз вспомнить, что российский парк МиГ-31 сильно изношен: последняя машина этого типа была выпущена в 1994 году.
Самолет войсковой части 69806-2 вылетел в 06.48 с военного аэродрома в Перми и через 4 минуты после взлета пропал с экранов. Официальный представитель Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков сообщил РИА Новости, что разбившийся истребитель выполнял плановый полет, боекомплекта на нем не было. Сгоревший самолет был обнаружен поисково-спасательным вертолетом Ми-8 на пашне возле деревни Болгары. По факту крушения следствие возбудило уголовное дело по статье «нарушение правил полетов или подготовки к ним». Следователи уже приступили к осмотру места падения самолета и изъятию соответствующих документов в части, к которой был приписан разбившийся МиГ. На месте ЧП также работает специальная комиссия Минобороны.
катастрофа произошла в 11 километрах от аэродрома «Большое Савино». Человеческий фактор не рассматривается как одна из причин аварии — по сообщению источника в силовых структурах региона, через несколько минут после взлета на борту истребителя-перехватчика произошел взрыв. Предположительно, сообщил источник РИА Новости, взорвался один из двигателей самолета. Он добавил, что машиной управлял опытный пилот — командир эскадрильи, подполковник.
Другой источник в оборонно-промышленном комплексе отметил, что причиной катастрофы могла стать изношенность узлов и агрегатов машины. Производство МиГ-31 было прекращено в 1994 году, отметил он, и с тех пор только часть этих самолетов прошла модернизацию и ремонт. Недавно Объединенная авиастроительная корпорация подписала с Минобороны контракт на модернизацию и ремонт МиГ-31. За последнее время это уже вторая катастрофа МиГ-31 в Пермском крае. В ноябре 2010 года такой истребитель-перехватчик потерпел аварию в 60 километрах северо-восточнее аэродрома Большое Савино. Летчикам тогда удалось катапультироваться. Кроме того, в январе 2010 года МиГ-31 совершил внеплановую посадку на аэродроме Большое Савино из-за отказа кислородного оборудования. Тогда также никто не пострадал.
МиГ-31 — сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего действия. Разработчик ОКБ Микояна. Первый опытный истребитель был построен весной 1975 года. Всего было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, их серийное производство прекратилось в 1994 году. В настоящий момент в российских ВВС более 180 МиГ-31. Экипаж самолета — летчик и оператор системы вооружения — размещается в двухместной кабине на катапультных креслах. Фонарь кабины имеет две откидывающиеся вверх-назад створки. МиГ-31 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными с форсажной камерой двигателями Д-ЗОФ-6.
Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», разработанная НИИ приборостроения. Станция способна обнаружить истребитель типа F-16 в передней полусфере на дальности 120 километров, а стратегический бомбардировщик типа В-1В — на дальности 200 километров. РЛС имеет возможность одновременного сопровождения 10 воздушных целей. Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа. В состав вооружения МиГ-31 входят четыре ракеты Р-33 с большой дальностью пуска, встроенная пушечная установка, а также другое вооружение класса «воздух-воздух». Ракеты Р-33 размещаются парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах.