Число задержанных в ходе протестов в Москве почти в два раза превысило попавших в отделения полиции за день до этого. В ГУВД говорят о 569 задержанных. В отличие от участников марша к Лубянке большинству задержанных на Триумфальной площади инкриминируют статьи, не подразумевающие административного ареста. Оппозиция вернется на улицы в субботу. Вторая массовая акция протеста против фальсификаций воскресных выборов, прошедшая во вторник на Триумфальной площади в Москве, собрала значительно меньше участников, чем митинг оппозиции на Тургеневской площади днем ранее. По оценкам корреспондентов «Газеты.Ru» акция собрала до полутора тысяч несогласных с официальными итогами выборов.
Первые сообщения пресс-службы ГУВД не вязались с действительностью: «В несанкционированной акции на Триумфальной площади приняли участие до 300 человек. После неоднократных предупреждений полиции о незаконности акции были задержаны более 100 человек». К 21.00 официальное число задержанных превысило 200, затем 250. «Сотрудники полиции задержали 569 человек за попытку проведения несогласованной акции в районе Триумфальной площади. Серьезных нарушений правопорядка не отмечено», — цитирует ИТАР-ТАСС своего источника в правоохранительных органах. Подобных массовых задержаний в Москве еще не было.
В «Твиттере», служащим самым оперативным источником информации о задержанных, пошла шутка: «Оппозиция проводит свою DDoS-атаку на полицию. Рано или поздно отделения будут переполнены, что вызовет отказ в обслуживании». Многие при задержании или уже в автозаках и отделениях были избиты. Как пишет в своем блоге композитор Александр Маноцков: «Избили меня не при задержании, а после, в специально отведенном для этих целей темном автозаке, весь в крови я был из-за рассечения, это выглядит жутко (кровища!), но это не страшно, как известно всем боксёрам и вообще драчунам».
«Скорая» в ОВД «Раменки» была вызвана и к одному из организаторов летнего форума «Антиселигер» Олегу Мельникову, обратившемуся к врачам с порванными связками и подозрением на перелом руки, однако медики отказались его госпитализировать, вернув задержанного в отделение. В 67-ю больницу он попал только с четвертой попытки. В ОВД «Нагатинский затон», куда попала журналистка «Новой газеты» и ЛГБТ-активистка Елена Костюченко, одному из задержанных при поимке был сломан нос.
К задержанной светской обозревательнице «Газеты.Ru» Божене Рынской, доставленной в ОВД «Левобережное», выехал, как шутили блогеры, «спецназ» в составе члена общественного совета при ГУВД, главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, телеведущих Ксении Собчак, Андрея Малахова и Тины Канделаки. Журналистку отпустили без предъявления обвинений.
Среди задержанных представители проправительственных движений «Россия молодая», «Наши», «Молодая гвардия Единой России» и проч. составляли микроскопическое меньшинство. Было ли согласование на проведение параллельной многотысячной акции с барабанами на Триумфальной площади — официальные лица в правительстве города пока не уточняют. Солидарность с протестующими проявили не только партии «Справедливая Россия» и «Яблоко», чьи представители присоединились к протестующим, но и бывший мэр Москвы Юрий Лужков, при котором акции оппозиции на Триумфальной площади постоянно разгонялись.
Лужков, приглашенный вечером во вторник в эфир телеканала «Дождь», не исключил для себя участия в будущих акциях оппозиции. Правда, сперва он ждет официального приглашения от определенных людей, например, арестованного накануне на 15 суток сетевого борца с коррупцией Алексея Навального. «Он интересен, его позиция мне близка — оппозиционного плана по отношению к политической системе, власти», — заявил опальный экс-мэр, добавив, что националистические взгляды блогера категорически не одобряет. Приглашения лидера «Другой России» Эдуарда Лимонова или либерала Бориса Немцова он не примет. «Я разумное существо, я должен для себя взвесить, соответствует ли это моим политическим целям или нет», — заявил Лужков.
Оппозиционеры всю ночь вновь вели скрупулезный подсчет задержанных, которыми оказались заполнены 24 отделения по всей Москве. Активистами был создан портал, позволяющий отслеживать судьбу задержанных и готовящиеся новые акции неповиновения. Большинству задержанных активистов, в отличие от их товарищей, попавшихся полиции днем ранее, не грозит арест. Им вменяется не ст. 19.3 КоАП о неповиновении законному требованию сотрудника полиции, а стандартная в таких случаях ст. 20.2 — «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания».
По словам политактивиста и юриста Сергея Давидиса, ряду активистов, отказавшихся от добровольной по закону дактилоскопии, ст. 20.2 в протоколах была изменена на ст. 19.3, что, как показала практика состоявшихся накануне судебных процессов, чревато новыми арестами. Более тяжелая статья инкриминируется и тем, кто оказался в отделениях с травмами. В субботу протестующие намерены провести очередную акцию — митинг в 14.00 на площади Революции был согласован властями столицы еще до событий на Тургеневской и Триумфальной площадях.
Иностранная пресса с интересом и воодушевлением следит за развитием событий в России. За 12 лет правления Владимира Путина и его сменщика Дмитрия Медведева власти страны впервые столкнулись с массовыми протестами в центре Москвы, которые «в отличие от незначительных акций, проходящих (…) время от времени, собирали не коммунистических старушек или разгоряченных националистов», пишет американский журнал Time.
СМИ отмечают широкий размах репрессий: по сравнению с западными мерками, когда в ходе даже насильственных протестов счет арестованных идет на десятки, 300 задержанных только в одной Москве производят впечатление. При этом многие газеты пишут об арестованном Навальном как настоящем лидере недовольных итогами выборов. Навального британская The Guardian называет «популярным антикоррупционным активистом», которого можно считать «фактическим лидером растущего движения против Путина и «Единой России».