Государство планирует начать процесс «вымывания» старых телевизоров. Это значит, что правительство намерено подготовить законопроект, запрещающий производить в России или ввозить в страну старые модели телевизоров, не поддерживающие цифровое ТВ. Цель ясна — Россия хочет скорее перейти от аналогового вещания к цифровому. Временные рамки — 2015 год или немного позже. Но готовы ли к цифровому телевидению сами россияне, вещательные каналы и вся необходимая техника в стране? Оказывается, не все так просто и понятно. Об этом в интервью газете «Взгляд» поведал руководитель информационно-аналитического центра, советник президента НАТ Владимир Лившиц. Законопроект, касающийся аналоговых телевизоров, намерены принять уже к концу текущего года. Прежде всего, это делается потому, что страна готовится к переходу на национальное цифровое вещание.
Владимир Лившиц рассказывает о том, как идет подготовка к этому событию в 22 субъектах страны: «Внедрение цифрового вещания сейчас идет полным ходом, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. К концу 2011 года «цифрой» могут быть охвачены 43 млн человек на территории 41 субъекта». Пока еще ведется и аналоговое вещание. У многих российских семей старые телевизоры, и сигналы нового стандарта они принимать просто не смогут. Чиновники уверяют, что государство прекратит трансляцию для аналоговых ТВ, когда 95% российских семей будут иметь цифровые телевизоры или специальные приставки. Но оказывается, обычные люди не спешат закупать новые телевизоры. Многие даже не знают, что за перемены грядут.
В этом Лившиц видит проблему. С одной стороны, приказать людям менять свою старую технику на новую, никто не может. Прекратить аналоговое вещание, пока во многих домах стоят старые телевизоры — тоже нельзя. По идее, люди должны приходить к этому сознательно и покупать хотя бы специальные приставки, которые стоят от 1,5–2 тыс. руб. Но перед этим желательна какая-то информационно- разъяснительная работа о внедрении цифрового ТВ, на которую тоже предусмотрены деньги.
Вторая немаловажная проблема — готовность вещательных сетей в регионах и то, каким образом региональные компании будут доносить свою информацию до зрителей, если они не попадут в специальный пакет каналов — мультиплекс. Главная загвоздка, как показывает газета, — это не соответствие технической базы, содержательной части и объемов собственного вещания тем требованиям, которые выдвигает НАТ для всех телеканалов. «Самая главная проблема региональных каналов — это наличие определенных объемов собственного вещания, — объясняет Лившиц. — Большинство региональных каналов имеют от часа до четырех часов собственного вещания. С таким объемом они в мультиплекс не попадут».
По словам чиновника, из 2000 региональных каналов только 50 могут рассчитывать на попадание в мультиплекс. Остальным, когда аналоговое вещание прекратится, придется решать свои проблемы в духе ответа на вопрос «есть ли жизнь за пределами цифровых мультиплексов». Лившиц уверяет, что она есть: это спутниковое, кабельное, интернет-ТВ и вещание через широкополосный доступ.
Попасть в пакет мультиплекса каналам тоже не так-то просто, да и не дешево. На подключение к цифровому вещанию сегодня есть «конкурс», желающих больше, чем выделено мест. Точной стоимости подключения пока не называют, но ориентировочно подключить один канал, чтобы он распространялся в мультиплексе на всю Россию стоит порядка 750 млн рублей. «Если канал будет использовать сетевое партнерство и возможности региональных компаний, то это будет другая сумма, несколько, ниже», — уверяет Владимир Лившиц. Региональным компаниям предстоят оплачивать распространения сигнала на территории субъекта Федерации, причем, по прогнозам специалистов, цифровое вещание будет дешевле аналогового почти в два раза.
В заключение Владимир Лившиц соглашается, что работа пока может быть выстроена не совсем последовательно. Деньги тратятся на внедрение цифрового ТВ, но перед этим не проведен полный мониторинг, насколько вообще страна к нему готова: «Непонятны две вещи. Во-первых, почему мы не проводим мониторинг готовности регионов, а он должен учитывать три обстоятельства: готовность сетей, вещателей и самих телезрителей. Во-вторых, нам также не очень понятно, почему в полном объеме не развивается информационно-разъяснительная кампания, средства на которую предусмотрены бюджетом федеральной целевой программы». Но работа будет вестись дальше.