Поиск

Очередной успех замечательного «Дяди Вани» из Вахтанговского театра в Лондоне

973 0

Очередной успех замечательного «Дяди Вани» из Вахтанговского театра в Лондоне«Дядя Ваня» из Вахтанговского театра триумфально завершил в минувшую субботу русский сезон в Лондоне. Шесть вечеров подряд в самом престижном театральном квартале британской столицы — Вест-Энде — сыграли чеховскую пьесу в постановке Римаса Туминаса, неизменно собирая полный зал, цветы, аплодисменты и звезды. С помощью последних британские критики выражают свое отношение к спектаклю. Так вот, «Дядя Ваня» дважды удостоился заветной «пятерки», что для русского драматического театра, учитывая трудности перевода, задача не из легких. Но вахтанговцы с честью справились с ней и вышли настоящими победителями. Высший балл — пять звезды — выставила московским артистам влиятельная газета «Гардиан», которая не посчитала непатриотичным раскритиковать премьеру «Дяди Вани», состоявшуюся только что в местном театре «Водевиль», отдав пальму первенства русскому аналогу.

«Едва ли возможен больший контраст, чем между бесстрастным «Дядей Ваней», только что поставленным в театре «Водевиль», и этим блестящим спектаклем, импортированным Театром Вахтагова из Москвы, — пишет крупнейший британский критик Майкл Биллингтон. — Британские версии Чехова склонны предлагать вариации на основе реалистической системы Станиславского. Великолепная постановка Римаса Туминаса принадлежит совершенно иной традиции: традиции российского режиссера Мейерхольда, который развил систему актерства, основанную на элементах спорта, акробатики и шутовском гротеске. Туминас сохраняет каждое слово текста Чехова. Но все выглядит или звучит не так, как мы ожидаем».

Еще одну «пятерку» вахтанговский «Дядя Ваня» получил от ведущего театрального веб-сайта Великобритании. «Четверку» ему поставила авторитетная «Индепендент». Не скроем, что были оценки и пониже. А для полноты картины процитируем и самое резкое высказывание, которое опубликовала на своих страницах «Дейли Телеграф». Автор статьи Доминик Кэвиндиш явно не принял вахтанговского «Дядю Ваню». В этом спектакле рецензент увидел «шедевр Чехова 1899 года превратившимся в 2,5-часовое удушающее действо, благодаря тщеславию и диктаторскому подходу режиссера».

Словом, мнения были разными, иногда даже полярными, что, однако, не только не пригасило интереса лондонской публики, а, как показала практика, напротив, лишь усилило его. Зрители буквально ломились на московского «Дядю Ваню». Среди них было замечено немало узнаваемых лиц. К примеру, на вахтанговского «Дядю Ваню» пожаловал «Английский пациент», а точнее — прославленный британский актер Ральф Файнз, а также его коллега Джонатан Прайс — звезда «Пиратов Карибского моря».

Из знаменитых соотечественников был футболист Андрей Аршавин и оказавшийся в Лондоне актер Сергей Шакуров. Генеральный продюсер гастролей Оксана Немчук торжествовала. В прошлом году она организовала первый русский театральный сезон в Вест-Энде, пригласив «Современник», выступления которого прошли с феерическим успехом. На сей раз триумф упрочили вахтанговцы. Так что есть все основания полагать, что в следующем году в Лондоне состоится третий русский театральный сезон. «Я очень на это надеюсь», — поделилась Оксана Немчук. Кстати, ее лондонским партнером является выдающийся британец — сэр Кэмерон Макинтош, владелец семи театров и продюсер популярнейших мюзиклов, в числе которых «Кошки», «Фантом оперы», «Отверженные», «Оливер» и многие другие.

В беседе сэр Кэмерон Макинтош подтвердил свое желание продолжить в Лондоне традицию проведения русских сезонов драматического театра. Сам же он, по его словам, хотел бы установить сотрудничество с коллегами из России, занимающимися производством мюзиклов. «Первые шаги мы сделали в конце прошлого века, — рассказал Макинтош. — Но тогда случился теракт на Дубровке, и контакты прервались. Однако я не теряю надежды наладить их уже в новом тысячелетии», — оптимистично заявил мэтр. Между тем в принадлежащем ему театре «Ноэль Коуард» доигрывал свое последнее гастрольное представление московский «Дядя Ваня». И вот уже звучат финальные аккорды потрясающей музыки Фаустаса Латенаса, артисты выходят на поклон, и на них, словно водопад, обрушивается оглушительная овация.

«Быть дядей Ваней шесть вечеров подряд невероятно трудно», — признался, покидая сцену, исполнитель главной роли Сергей Маковецкий. Но по глазам видно — счастлив. Подобное чувство испытывают все без исключения участники спектакля, среди которых Людмила Максакова, Владимир Симонов, Владимир Вдовиченков, Анна Дубровская, Евгения Крегжде. Общее мнение на ходу хорошо поставленным голосом высказывает Галина Коновалова. Она человек особый. Оставаясь действующей актрисой, уже много лет занимает пост заведующей труппой родного вахтанговского театра, старше которого ровно на пять лет.

После изнурительной шестидневной работы она как будто бы вовсе не устала. Держится молодцом. «Это было чудо, — звонко, по-девичьи восклицает Галина Львовна. — Переплюнули все предыдущие гастроли. Даже не заметили, как прошло время. Не почувствовали утомления и очень благодарны за фантастический прием английскому народу». Понятно, что последняя фраза утонула во всеобщем хохоте. «Я этого ожидал. То, о чем я думал втайне, подтвердилось», — с улыбкой итожит Римас Туминас. И в этом откровении скрытного литовца нет ничего иного, кроме гордости за очередной успех замечательного «Дяди Вани».

Комментарии
comments powered by HyperComments