С полной уверенностью можно сказать, что в России нет зрителя, который не знает имени этого режиссера. И сложно поверить, что один человек создал такое количество абсолютных хитов. Вообще-то он собирался стать писателем. Мечтал о странствиях и отправил заявление в одесскую мореходку, но, стоя на остановке, загадал: куда вагон — туда и он сам. Трамвай пошел в направлении ВГИКа, а Рязанов стал не моряком, а режиссером. «Я себя никогда не ощущал классиком — ни кино, ни литературы», — говорит народный артист СССР, режиссер Эльдар Рязанов. А ведь свою дорогу к зрителю он нашел безошибочно сразу — с «Карнавальной ночи». Это был во всех смыслах сказочный дебют. Он придумал, конечно, больше, чем всенародно любимые комедии, создав неповторимый рязановского киноподчерк. Роль Деточкина из фильма «Берегись автомобиля», кстати, писалась для Юрия Никулина, рассказавшего Рязанову эту историю.
Но сам актер уехал на гастроли, и режиссер предложил роль Смоктуновскому. Такие вот вполне рязановские повороты жизни — сплошные удачи, зигзаги судьбы, иронии. Свой самый народный, самый новогодний, самый рязановский фильм — «Ирония судьбы, или С легким паром» сам автор пересмотрел лишь недавно — уже как зритель. «Мне тоже понравилась. Я не анализировал, я же не теоретик. Я смотрел как зритель картину, которую не видел лет двадцать пять, и мне было интересно», — признается режиссер. Рязанов и сам, как он шутливо объясняя, пользуясь служебным положением, мелькнул в паре своих же фильмов. «Я не беру главные роли — беру маленькие, потому что, слава Богу, я понимаю, что играть не умею.
Я не артист, у меня нет артистического образования. Это озорство, что-то вроде автографа», — отмечает режиссер. Рязанов по-прежнему снимает фильмы и передачи, пишет прозу и стихи, иногда выдавая последние за творения Блейка, как ушедшую в народ строчку «У природы нет плохой погоды». Он создал свой бессмертный рязановский мир, открыл десятки талантов, сыграл роли. И ничуть не успокоился, с неукротимой энергией продолжая все это делать и сегодня. Ведь, как известно, творческого возраста у легкокрылых гениев не бывает.