Исторический центр Москвы в выходные и праздничные дни будет перекрываться для движения автотранспорта. Столичные власти надеются, что таким образом помогут жителям «спокойно гулять и любоваться архитектурой», а автомобилистов отучат от поездок в центр города. По предварительным данным, автотранспорту запретят въезд на Тверскую улицу, а также на улицы в районе Красной площади и Китай-города. Точный их список будет готов через две недели. «Перекрываться будут те улицы, на которых находится множество исторических зданий и достопримечательностей. Так в выходные люди смогут беспрепятственно, не опасаясь, что их собьет машина, ходить по ним, изучать памятники истории и культуры», — пояснил суть инициативы пресс-секретарь префектуры ЦАО Павел Большунов. Выяснилось, что опыт подобной практики столичные чиновники решили перенять у своих венгерских коллег. В Будапеште система целенаправленно создает неудобства автовладельцам: в первый выходной там перекрывают одни второстепенные улицы, во второй день — другие.
Таким образом, водители вынуждены петлять по разным маршрутам, в результате чего у них отпадает желание появляться на колесах в центре столицы. Эксперты по-разному отреагировали на предложение мэрии. «Прекрасной пешеходной зоной, хотя бы по выходным, мог бы быть Китай-город. Прогулочными могли бы стать переулки, соединяющие улицу Ильинку с Никольской и Варваркой. Сейчас район густо перенаселен административными зданиями, и этой транспортной артерией пользуются органы власти», — заявил координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. Он добавил, что для этого необходимо «политическое решение».
Дополнительное перекрытие улиц принесет больше вреда автомобилистам, чем пользы пешеходам — такое мнение выразил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Я не вижу большой потребности у пешеходов ходить по выходным по Варварке или Пречистенке. Пока они находят себе место для пеших прогулок в других местах, не ущемляя права автомобилистов. Ведь водитель в выходной день имеет единственную возможность почувствовать себя человеком на дороге после пяти дней стояния в пробке», — пояснил он.
Старший научный сотрудник Российского института культурологии Иван Гринько назвал проект спорным, поскольку Москва была сильно застроена за последние десятилетия и насладиться архитектурным ансамблем пешеходы все равно не смогут. Эксперт организации «Город и транспорт» Антон Буслов считает, что главное в этом вопросе — вовремя проинформировать автомобилистов.