Еврогруппа разрешила Никосии повысить единовременный налог на вклады свыше 100 тысяч евро и понизить — на вклады меньших размеров. На первый взгляд, это может позволить избежать социального взрыва. Но есть еще один вариант: Кипр может найти страну, способную предоставить крупный кредит. По некоторым данным, Никос Анастасиадис планирует сегодня звонить в Москву. Значительная часть крупных вкладов в кипрских банках принадлежит российским компаниям и физическим лицам. Еще до заседания Еврогруппы президент Кипра признал, что большинство парламентариев не поддержат решение о налоге на депозиты. «Передайте теперь привет госпоже Меркель», — сказал он по телефону близкому соратнику канцлера ФРГ. Однако заседание парламента намечено на вечер 19 марта, и не исключено, что решение Еврогруппы еще может все изменить. Еврогруппа дала Кипру «карт-бланш» на определение банковского налога при условии, что они позволят собрать 5,8 млрд евро. Об этом заявил ее председатель Йерун Дейсселблум по итогам телеконференции министров финансов зоны евро.
«Власти Кипра обеспечат более высокую прогрессию единовременного налога, по сравнению с договоренность (Еврогруппы) от 16 марта, при условии что они обеспечат необходимое целевое сокращение (международной) финансовой помощи, и не повлияют на объем финансовой помощи в 10 млрд евро,» — заявил он. Еврогруппа также «приняла к сведению» решение Никосии закрыть банки до четверга, и призвала утвердить антикризисную программу в «кратчайшие сроки», выразив уверенность, что ее реализация является «наилучшей гарантией будущего процветания Кипра».
Практически это означает три вещи. Во-первых Никосия сможет сама распределять сборы с разных вкладчиков, причем делить их не только по водоразделу в 100 тысяч евро, а также по любым другим категориям: резиденты-нерезиденты, юрлица-физлица и т.д. Во-вторых, сумма международной помощи останется прежней — 10 млрд евро. Это означает, что Кипру дополнительных денег не дадут и ему придется самому изыскать 5,8 млрд евро.
В-третьих, Еврогруппа вспомнила о собственном решении принятом в 2008 году — в начале финансового кризиса, о том, что все вклады в европейских банках суммой менее 100 тысяч евро гарантируются на государственном уровне. На практике это означает, что вклады менее этой суммы должны быть вообще освобождены от любых сборов. Правда, более гибкое прочтение, вероятно, позволяет отобрать, часть денег, компенсировав их, например, ценными бумагами.
И, наконец, в-четвертых, все эти уступки неизбежно означают, что по вкладам выше 100 тысяч евро Никосия не только сможет, но и должна будет поднять размер единовременного сбора. Источники пока называют сумму в 13-15 процентов, вместо утвержденных 16 марта 9,9 процента. Однако если парламент страны откажется голосовать за этот закон, пока от налога не будут освобождены мелкие вкладчики, на остальных нагрузка может возрасти еще сильнее.
Спасет ли Россия экономику Кипра ради спасения российских вкладчиков?
У Никосии остается последний шанс избежать катастрофических политических и, либо социальных, либо экономических потрясений, в зависимости от конфигурации сборов с банковских вкладов. Речь идет о возможности найти страну, способную предоставить Кипру крупный долгосрочный антикризисный государственный кредит на чрезвычайно льготных условиях. Правда, трудно себе представить, под какие гарантии такой кредит мог бы быть дан в нынешней ситуации. Однако в правящей партии страны рассказали, что президент планирует просить о помощи Москву.
При этом известно, что значительная часть вкладов свыше 100 тысяч евро в кипрских банках принадлежит российским компаниям и физическим лицам. По некоторым подсчетам, потери российского бизнеса при введении этого налога могут составить до 3,5 млрд евро, по другим — до 1,5 млрд евро. Российские политики уже прокомментировали эту ситуацию: Владимир Путин назвал введение налога «несправедливым, непрофессиональным и опасным», Дмитрий Медведев сравнил его с «конфискацией чужих денег», а Сергей Нарышкин — с национализацией частных средств.
Помощь, обернувшаяся кризисом
Ранним утром 16 марта Еврогруппа и МВФ после 14 часовой дискуссии согласовали план международной антикризисной помощи Кипру в размере до 10 млрд евро. Взамен Кипр обязался удержать со всех банковских вкладов суммой до 100 тысяч евро единовременный сбор в 6,75 проц, а свыше 100 тысяч евро — 9,9 проц. Кроме того, Кипр должен поднять налог на прибыль корпораций с 10 до 12,5 проц ввести налог на прибыль с банковских вкладов и ужесточить законодательство по борьбе с отмыванием денег. Беспрецедентное для зоны евро решение о введении единовременного налога на банковские вклады привело к акциям протестов на Кипре и шквалу критики в мировых финансовых кругах.
Ситуация привела и к потрясениям на мировых рынках: курс евро упал до 14-месячного минимума относительно доллара. Отказ от помощи ЕС чреват для страны неконтролируемым банкротством, потерей многими людьми своих накоплений, разорением местных и иностранных компаний, выходом Кипра из зоны евро и новым витком кризиса в Европе. Но услуга международного сообщества в каком-то смысле оказалась медвежьей. Пытаясь спасти Кипр от дефолта, европейцы повергли остров Афродиты в кризис — уже не только финансовый.