Государство продало контроль в хабаровском порту Ванино в 12 раз дороже стартовой цены. Победителем стала компания, принадлежащая внуку наркома Ивану Микояну и связанная с женой Олега Митволя. Эксперты и другие участники аукциона, в том числе структуры Олега Дерипаски, контролирующего блокпакет порта, назвали цену заоблачной. Источники на рынке предполагают, что за победителем стоит менеджмент порта, заплатить всю сумму покупателю не удастся, и аукцион будет объявлен вновь.
ООО «Сэлтехстрой» в четверг приобрело на открытом аукционе Росимущества 55% акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» за 10,8 млрд рублей. Цена в 11,6 раза превышает начальную (934,125 млн рублей). Ванинский порт — один из крупнейших на Дальнем Востоке. Он специализируется на перевалке угля, а также металлов, руды, леса и пиломатериалов. В 2010 году в порту было отгружено более 6 млн тонн грузов.
В ходе аукциона было сделано более 700 шагов по 10 млн рублей каждый, рассказали «Газете.Ru» участники аукциона. За порт соревновались ЗАО «Инвестиционная группа «Колмар», ЗАО «Информационная издательская группа «Новые известия», контролируемая структурами, близкими и Олегу Митволю, и его жене, UCLH Владимира Лисина, СУЭК, «Сибуглемет», структуры холдинга En+ Олега Дерипаски. Всего 14 компаний и одно физлицо.
En+ Group Дерипаски вышла из борьбы после того, как цена достигла 5,6 млрд рублей — именно ее в компании посчитали адекватной за госпакет порта, сообщили «Газете.Ru» в En+ Group. Компания Олега Дерипаски уже контролирует около блокирующего пакета акций порта. Значительную долю грузов, проходящих через него, составляет глинозем, производимый «Русалом» (контролируется En+).
«Актив привлекательный — восточные ворота страны, на торгах сошлись интересы игроков из различных отраслей (уголь, металлы, нефтепродукты)», — говорят в UCLH Лисина. Но в холдинге Лисина считают, что 10,8 млрд — сильно завышенная цена для 55% Ванинского порта. На каком этапе UCLH вышла из торгов — в компании не раскрывают.
По данным базы СПАРК, победитель аукциона — компания «Сэлтехстрой» — на 33% принадлежит «Новым известиям» Олега Митволя, на 33% — «Вертикали», оставшиеся акции у «Инвестмаркета». Но, по словам источника, близкого к компании, «Новые известия» продали свою долю в «Сэлтехстрое» две недели назад.
Теперь компания целиком принадлежит Ивану Микояну — внуку наркома торговли Анастаса Микояна. Микоян, согласно данным СПАРК, также учредитель ООО «Московский театр «Балет на льду» и руководитель Ансамбля балета на льду. Чтобы заплатить заявленную за порт цену, Микояну потребуется привлекать кредиты, отмечает источник. Цель приобретения — создание крупного международного портового холдинга с иностранным участием, добавляет он. «Сэлтехстрою» уже принадлежит 25,5% московского Северного порта, приобретенные на аукционе в марте 2011 года.
Но синергию между двумя этими портами создать непросто, говорят эксперты. «Расстояние между ними — около 10 тысяч километров. Цена покупки Ванино совершенно заоблачная с учетом финансовых показателей порта. Расширить его мощности также проблематично», — удивляется генеральный директор Infranews Алексей Безбородов. По оценке одного из участников аукциона, за 10,8 млрд рублей вполне можно построить порт, аналогичный Ванино, «с нуля». Набить цену порту могли влиятельные участники аукциона и перспективы расширения объема грузоперевозок после расширения Байкало-Амурской магистрали, предполагает Андрей Рожков из «Метрополя». Но весьма вероятно, что за победителем аукциона стоят «другие структуры», добавляет он.
Источник на рынке предполагает, что «Сэлтехстрой» представляет интересы менеджмента порта, заплатить всю сумму покупателю не удастся и аукцион будет объявлен вновь. Получить комментарий администрации порта Ванино не удалось.
Покупка порта могла быть выгодна структурам Мусы Бажаева, близкого к «Новым известиям», не исключают эксперты. Его компании НК «Альянс» принадлежит Хабаровский нефтеперерабатывающий завод мощностью 4,35 млн тонн нефти в год. Продукция завода поставляется в Хабаровский и Приморский края, Амурскую область и в северные регионы России. «Добывающие активы компании располагаются в Татарстане и Казахстане, «дочка» «Альянса» «Альянс-Трансойл» поставляет оттуда по железной дороге нефть на Хабаровский НПЗ. Но поставки за рубеж были бы нерентабельными в силу малых объемов добычи «Альянса» (2,15 млн тонн), — рассказывает Дмитрий Александров из ИК «Универ Капитал». — Кроме того, пришлось бы конкурировать с нефтью Ванкорского и Талаканского месторождений, которые располагаются гораздо ближе».