Россия, следуя примеру большинства крупных держав, создает национальную платежную систему (НПС). Это значит, что у нас появятся пластиковые карты, операции по которым будут проводиться через российские процессинговые центры, а не зарубежные, как было до сих пор. По идее, такую систему надо было сделать давно – чтобы не зависеть от иностранных операторов и не отстегивать Visa и MasterCard процент с электронных операций. Свои платежные системы давно есть не только у Японии и Китая, но даже у Аргентины. У России до сих пор не было. Почему? Казалось, что проще и выгоднее использовать готовые решения. Сказывалось и активное лоббирование зарубежными компаниями своих интересов на 140-миллионном рынке. Теперь им придется слегка потесниться. Впрочем, это отнюдь не означает, что зарубежных операторов прогонят из России. У нас, как водится, пока гром не грянет – процесс не пойдет.
Лишь после того как в одночасье заблокированными оказались операции четырех банков, все вдруг поняли: существующая в России система электронных платежей крайне уязвима. Поэтому – и особенно в свете того, что США и ЕС грозят новыми санкциями – Владимир Путин поручил правительству в месячный срок принять все необходимые меры для скорейшего создания НПС. Глава Сбербанка Герман Греф обещал в течение нескольких месяцев обеспечить техническую поддержку проекта. А Госдума в минувшую пятницу единогласно приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон «О национальной платежной системе».
Похоже, что и до окончательного его принятия недалеко. Суть изменений – в том, что все операторы электронных платежей будут обязаны проводить внутрироссийские операции через процессинговые центры, расположенные в стране. И не смогут отказаться от осуществления таких платежей по каким-либо своим причинам (например, как в этот раз – из-за давления со стороны зарубежных правительств). То есть, финансовые санкции окажутся вне закона.
Отечественная платежная система может появиться уже в этом году. Предполагается, что она будет создана на базе УЭК – универсальной электронной карты, которая должна, по идее, заменить гражданам все нынешние документы: от водительского удостоверения до медицинской истории. До сих пор ее внедрение шло довольно вяло, но вот появился прекрасный повод подтолкнуть процесс. На волне карточной паники россияне стали гораздо активнее обращаться за получением «отечественного пластика».
Как сообщил президент компании-оператора проекта ОАО «УЭК» Алексей Попов на всероссийском форуме «Развитие инфраструктуры универсальной электронной карты», в последнее время среднее число заявлений выросло с 1,5 до 2,5 тысяч в день. Общее же их количество с начала прошлого года составило всего 310 тысяч, однако в этом году ОАО «УЭК» рассчитывает выпустить 2,5-3 миллиона карт.
Услуга осуществления платежей в рамках проекта УЭК будет называться ПРО 100. Чем она будет отличаться от нынешних «ненаших» пластиковых карт? Скорее всего, ничем. По крайней мере, пользователь не должен будет ощутить никаких отличий как минимум при совершении операций внутри страны. Российским владельцам «пластика» пока не о чем волноваться: никто и не думал запрещать использование ни Visa, ни MasterCard. Просто они должны будут все электронные операции внутри России проводить через местные процессинговые центры и не прерывать обслуживание клиентов.
Хотя последнее требование создает определенный фактор риска: закон ставит иностранные платежные системы фактически между молотом и наковальней. Скажем, если Вашингтон введет против России (или хотя бы некоторых ее банков) жесткие финансовые санкции, подразумевающие отключение от платежной системы, Visa и MasterCard должны будут или проигнорировать эти требования с риском нажить себе колоссальные проблемы в США, или поддержать их и потерять для себя российский рынок.
Впрочем, с нашей платежной системой еще далеко не все ясно. Пока есть только четкая политическая установка на ее создание. Но как и на какой базе ее создавать – не решено. Не все согласны с необходимостью в данном случае скрещивать «коня и трепетную лань», то есть НПС и УЭК. В частности, председатель правления ВТБ Андрей Костин на XXV съезде Ассоциации российских банков отметил, что национальную платежную систему надо создавать в кратчайшие сроки, а значит, от широкого функционала придется отказаться – иначе быстро не получится. А ведь УЭК подразумевает именно широкий набор функций.
Против универсальной карты в качестве основы национальной платежной системы выступает также Центробанк: там уверены, что лучшим вариантом было бы создание в качестве оператора НПС отдельной некоммерческой организации – разумеется, под эгидой ЦБ. Другим нерешенным вопросом остается обеспечение международного хождения нашего «национального пластика» – ведь он станет достойной альтернативой «визам» и «мастеркардам», только если им можно будет расплачиваться как внутри страны, так и за границей. Возможно, на первых порах «проводником» нашей НПС за рубежом станет китайская UnionPay.