На Северном флоте свой главный экзамен сдают молодые пилоты палубной авиации. Летчики впервые в жизни должны посадить истребитель Су-33 на борт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Это сложная операция, к которой месяцами готовятся на специальных тренажерах. Для 28-летнего офицера это был тот самый день, которого пилоты морских истребителей ждут всю свою карьеру. В ста километрах от берега на авианосце «Кузнецов» все было готово для посадки Су-33. Это потом уже на земле, после посадки летчик признается, что в момент, когда выходил из-за облаков и увидел палубу авианосца, дрогнуло сердце. Но уже в следующий момент он вспомнил, как сотни раз сажал свой самолет на тренажере, и даже ночью накануне вылета ему снился этот зацеп.
«Зацеп — это приятная неожиданность, зацепился – значит молодец, повезло, не зацепился – уходишь на второй круг», — говорит летчик отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота Вячеслав Лунин. В этот день уходить на второй круг не понадобилось еще одному молодому пилоту. Майор Андрей Пестов стал 16-м по счету летчиком в полку, кому удалось посадить многотонный истребитель на палубу авианосца. Командиры не скрывают радости. В полку, где большинству летчиков за 40, появилась молодая смена. А значит, годы тяжелых тренировок не пропали даром. Ведь были случаи, когда летчики завершали свою карьеру, так ни разу и не почувствовав под собой стальную палубу авианосца.
«Сама посадочная площадка очень маленькая — всего 36 метров от первого до четвертого троса, ну и по бокам 2-3 метра, но это уже предел — на грани фола», — рассказал Павел Подгузов, заместитель командира отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота. Их меньше, чем в отряде космонавтов, и если еще несколько лет назад из-за проблем с финансированием стоял вопрос: быть ли вообще палубной авиации в России, сегодня командование полка строит далеко идущие планы. Связаны они в том числе и с появлением новых морских истребителей.
Профессионал легко отличит палубный истребитель от аналога наземного базирования. У палубного самолета лучший обзор из кабины, крылья складываются, для резкого торможения усилено шасси, а под хвостовой частью есть специальное устройство – гак. Только с его помощью пилот при посадке может зацепиться за натянутый на палубе авианосца трос. А еще у палубных летчиков есть традиция, связанная с гаком, от работы которого во многом зависит жизнь пилота — после первой успешной посадки на палубу летчика несут на руках к гаку. Авианосец «Кузнецов», отметивший в этом году 25-летней юбилей, в строю, скоро его экипажу предстоит дальний поход, а значит у молодых летчиков будет время закрепить свои навыки в открытом океане.