Причиной сбоя в работе камер «Стрелка» в Подмосковье, о котором накануне сообщила, мог стать вредоносный вирус. С перебоями камеры работали с января месяца – с момента, когда системой стал заниматься новый подрядчик, неожиданно обошедший в конкурсе крупнейшего игрока рынка (снижение тендера на торгах достигло 90 млн рублей). Эксперты считают, что начался передел рынка вокруг системы автоматической фиксации нарушений. В среду в распоряжении оказался отчет Лаборатории Касперского о проверке программного обеспечения комплекса фото- и видеофиксации нарушений ПДД в Московской области. В документе говорится о том, что в ходе проверки были выявлены четыре вредоносных вируса. «В ходе сканирования антивирусными программами Dr.Web CureIt были найдены следующие вредоносные программы: backdoor.irc, win32.virut.ce (записано со слов заказчика), — говорится в документе. — После сканирования и лечения необходимое программное обеспечение стало запускаться в штатном режиме».
В Лаборатории Касперского подтвердили подлинность отчета, сделанного по заказу компании «Интехгеотранс», однако от каких-либо комментариев воздержались. Накануне стало известно, что стационарные камеры фиксации нарушений в Московской области дали серьезный сбой. Эту информацию подтвердили в министерстве транспорта Подмосковья: камеры не работали с прошлой недели. «Да, больше половины камер не работало, — заявила глава пресс-службы минтранса Жанна Терехова. На тех местах, где не работали стационарные камеры, ставили мобильные – треноги. Их было 26, и ими вели контроль».
В среду источник, проводивший аудит системы подмосковных камер, сообщил, что приборы работали с серьезными сбоями с января этого года, а в феврале перестали работать уже все камеры. Дело в том, что с начала этого года обслуживанием камер занимается компания «Интехгеотранс», которая до этого в основном работала с РЖД. При этом крупнейший игрок на рынке компания «СК Регион», на заводе которой собираются «Стрелки», тендер проиграла по формальным признакам, утверждает источник. В ходе торгов снижение контракта произошло со 170 млн рублей до 90 млн рублей, однако «СК Регион» был вынужден уйти с конкурса из-за формальных нарушений в документации, и тендер в итоге впервые выиграла сторонняя компания — «Интехгеотранс».
Судя по копиям документов, которые оказались, после начала работы «Интехгеотранс» сообщил директору Государственного казенного учреждения «Центр безопасности дорожного движения Московской области», которое с прошлого года курирует систему видеофиксации в Москве, что на протяжении января – февраля компания пыталась выявить причины массовых отказов и восстановить работоспособность комплексов «Стрелка-СТ». В ходе проверок специалисты пришли к выводу, что причина сбоев кроется в регулярных вирусных атаках. Ещё 13 видеокомплексов просто не были подключены к источнику электроснабжения, утверждается в документах.
Кроме того, подрядчик указал на нарушения требований в части обеспечения информационной безопасности системы. В частности, он ссылается на заключение Всероссийского научно-исследовательского института проблем вычислительной техники и информатизации, в котором говорится, что у системы «Стрелка» отсутствуют антивирусная защита, подсистема обнаружения вторжений, а также подсистема контроля целостности. Система будет и в дальнейшем подвергаться постоянным объектам «внешних и внутренних правонарушений, реализуемых с различными негативными целями», говорится в заключении института. При этом система не соответствует «требованиям к программному обеспечению средств измерений», как в части конструкторско-технологических решений, так и в части эксплуатационных регламентов. Документ составлен за подписью директора института Д. Ю. Дунаева. Получить комментарий в среду не удалось.
В итоге «Интехгеотранс» обратилась с просьбой дать ей доступ к серверной части системы, однако специалисты компании якобы так и не были допущены на площадку функционирования серверной части системы в управлении ГИБДД ГУ МВД по Московской области, утверждается в одном из писем. «На основании вышеизложенного ЗАО «Интехгеотранс» готово рассмотреть вопрос о расторжении указанного госконтракта по соглашению сторон», — говорится в итоге в сообщении компании. По словам источника, ЗАО «Интехгеотранс» уже в среду мог разорвать контракт с московскими властями. Подтвердить это не удалось, так как в «Интехгеотрансе» наотрез отказались общаться.
В областном минтрансе МО заявили, что если ситуация с отключением камер будет продолжаться, то расторжение контракта с подрядчиком — правильное решение. При этом в минтрансе МО не исключили, что сбой в работе камер мог стать результатам столкновения интересов двух сторон. «Все комплексы были заражены, чтобы выдавить «Интехгеотранс», которая попала случайно, — уверен источник, проводивший аудит. Когда они ввязались, то поняли, что там болото».
Координатор общества «синих ведёрок» Пётр Шкуматов, который также разбирался в запутанной ситуации, считает, что весь конфликт завязан на борьбе подрядчиков за крупный рынок. «Дело в том, что компания-производитель делает свою систему так, что в итоге сторонний подрядчик просто не может её обслуживать, — прокомментировал он ситуацию. За счет отсутствия единообразия управлять всеми этими комплексами могут только производители. Управлять может только компания, которая их произвела, или аффилированная с ней компания. Де-факто управление может осуществляться только теми, кто их создал». На дорогах области работает 144 автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД «Стрелка». В прошлом году с их помощью было зафиксировано более 3,7 млн нарушений на 800 млн рублей.