Во Франции стартовал 64-й Каннский фестиваль. Один из главных мировых киносмотров приготовил зрителям множество сюрпризов. Новые работы Вуди Аллена, Ларса фон Триера, Педро Альмодовара и десятки звезд на красной дорожке. Первое впечатление — устроители явно приняли к сведению прошлогоднее обидное, но точное замечание критиков, назвавших 63-й Каннский фестиваль 2010 года самым незвездным за всю его историю. Замечание еще и опасное, ибо фестивальная мода переменчива и статус самого престижного киносмотра в мире потерять легче, чем кажется. Так что выводы были сделаны сразу и очень правильные. Звезд в этом году гораздо больше, причем торжественным звездным дефиле по красной дорожке дело не ограничится: впереди еще 10 дней больших премьер. И на гала-показах появится еще множество больших звезд.
Канны этого года запомнятся папарацци появлением Анджелины Джоли, Антонио Бандераса, Сальмы Хайек, Пенелопы Круз с мужем Хавьером Бардемом и их четырехмесячным сыном Лео. Джонни Депп обязательно приедет сюда, чтобы представить фестивальной публике своих новых «Пиратов Карибского моря». Поработали устроители и над составом жюри, уговорив принять участие в его работе Уму Турман и Джуда Лоу, а также Роберта Де Ниро, который высокое жюри возглавляет. Де Ниро, как и режиссера Бернардо Бертолуччи, награжденного в день открытия «Пальмовой ветвью» за вклад в киноискусство, зал приветствовал стоя. Де Ниро наверное раз 20 повторил с сильным итало-американским акцентом слово «merci», а затем и вовсе обратился к залу по-французски. «Спасибо! Это честь для меня – быть председателем жюри Каннского фестиваля. Спасибо!» – сказал Де Ниро.
За право получить из рук Де Ниро высшую награду Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — в этом году поборются два десятка режиссеров. И тут нужно сказать отдельное спасибо каннским отборщикам, заполучившим в конкурс очень сильные имена и сформировавшим чрезвычайно сильную и интересную программу. Свою новую картину «Кожа, в которой я живу» с Антонио Бандерасом в конкурсе представляет мастер пронзительного и запредельно яркого и эмоционального кино испанец Педро Альмодовар. Наверняка как обычно ожесточенные споры критиков и зрителей вспыхнут вокруг новой работы провокатора — датчанина Ларса фон Триера.
Действие его новой картины «Меланхолия» разворачивается на фоне апокалипсиса, но режиссер «Танцующей в темноте», «Догвиля» и «Антихриста» уже удивил всех фразой, дескать, «Меланхолия» — мой первый фильм с хэппи-эндом. В конкурсе будет новый фильм Терренса Малика «Древо жизни» с Бредом Питтом, которому на фестивале тоже безмерно рады. Будут новые фильмы Нанни Моретти, Аки Каурисмяки, братьев Дарденн и даже первый в истории Канн фильм в 3D – «Харакири» японца Такаши Миикэ.
Фильмом открытия 64-го Каннского кинофестиваля стала новая роскошная работа Вуди Аллена «Полночь в Париже». Главный герой этой философской лирической комедии — американский писатель — жалеет, что не живет в Париже 20-х годов. Приехав вместе со своей невестой в Париж сегодняшний, внезапно оказывается в этом самом Париже своей мечты. Он знакомится с Эрнестом Хемингуэем, Сальвадором Дали, Гертрудой Штайн, Френсисом Фитцджеральдом, Пабло Пикассо, влюбляется в девушку из прошлого и попадает во множество абсурдных и даже щекотливых ситуаций.
Вуди Аллен в этом фильме мастерски иронизирует над теми, кто бежит от настоящего в прошлое, считая настоящее скучным и рутинным. Тем самым режиссер задает тон всему фестивалю, потому что, глядя на имена собравшихся здесь, можно с уверенностью сказать, что нашей эпохе потомки точно также будут завидовать. Российские картины — «Елена» Андрея Звягинцева и «Охотник» Бакура Бакурадзе — показывают во второй по значимости программе фестиваля «Особый взгляд», жюри которой возглавляет Эмир Кустурица, известный своими симпатиями к России. Есть шансы, что чествовать здесь будут и наших соотечественников.