Президент объявил национальный траур по погибшим при крушении теплохода «Булгария». Как выяснилось, на судне с 140 пассажирскими местами находились 208 человек, спасти удалось меньше сотни. К вечеру понедельника в музыкальном салоне, где в момент катастрофы шло представление, было найдено больше 30 тел утонувших детей. Поиски продолжаются: спасатели собираются работать всю ночь. Генпрокуратура заявила, что у теплохода были технические неисправности. Владельцы судна говорят о возможной вине экипажа. В России началась тотальная прокурорская проверка речных судов. В понедельник днем Дмитрий Медведев объявил 12 июля днем траура по погибшим в крушении теплохода «Булгария», затонувшего накануне днем в Татарстане.
На экстренном совещании глава государства поручил создать госкомиссию по расследованию гибели теплохода, которую возглавит министр транспорта Игорь Левитин. Он в понедельник выезжает в Татарстан, «чтобы разобраться во всех обстоятельствах, принять необходимые организационные и экономические решения». В течение дня вновь изменилась информация о числе находившихся на борту судна: к 14.00 стало известно, что на «Булгарии» было 208 человек, в том числе 25 незарегистрированных пассажиров. Спастись удалось только 79.
Надежда обнаружить живых угасла: днем список спасенных, состоявший из 79 человек, пополнился еще одним пассажиром, но вскоре выяснилось, что этого мужчины и не было на теплоходе: он не поехал в круиз, несмотря на то, что выкупил путевку – помешали дела. Сейчас на месте трагедии продолжают работать водолазы: они поднимают с затонувшего судна трупы. Работу специалистов (одновременно к лежащему на глубине 20 метров теплоходу спускаются по четыре человека, всего в операции участвуют 97 спасателей) по-прежнему затрудняют сильный ветер и высокие волны.
По данным на 20.00, сообщает МЧС, водолазы подняли на поверхность тела 54 погибших: 37 женщин, 5 детей и 12 мужчин. Таким образом, число жертв крушения достигло 55. Большая часть утонувших была найдена в помещениях бара и ресторана, сообщает пресс-служба Приволжского регионального центра МЧС. Как передает пресс-служба поисково-спасательной службы Удмуртии, сотрудники которой также работают на месте крушения, всего без вести пропавшими числятся 110 человек. Как рассказал один из спасателей, работающих на месте ЧП, к 18.00 водолазы вскрыли музыкальный салон судна – и обнаружили там десятки погибших детей.
Утром в понедельник в местном МЧС сообщили, что в салоне в момент катастрофы могло находиться до полусотни детей: там проходило музыкальное представление. Позже власти уточнили, что среди пропавших около 30 детей. Водолазам, вскрывавшим музыкальный салон, оказывают психологическую помощь. Детские тела сейчас поднимают на поверхность. На селекторном совещании, которое провел глава МЧС Сергей Шойгу, было объявлено, что водолазы продолжат работу и после наступления темноты: специально для этого к месту трагедии доставят осветительное оборудование. К ночи должны прибыть и дополнительные силы спасателей.
Как предполагают в МЧС, большая часть работ будет завершена до утра – и во вторник водолазам останется обследовать трюм. Правда, это, как говорят представители министерства, «самое проблемное место»: водолазов отправят туда в тяжелом снаряжении, поиски будут идти также с помощью роботов. Погибших ищут и вне судна, на берегах в районе места происшествия и на 19 расположенных рядом островках: не исключено, что тела могло вынести туда течением.
После того как все трупы будут найдены, поднимать со дна будут и саму «Булгарию». Подготовкой подъема займутся сотрудники Центрального научно-исследовательского института имени академика Алексея Крылова (этот НИИ участвовал в подъеме АПЛ «Курск»). Об этом сообщил замминистра транспорта России Виктор Олерский. В Татарстане продолжают работать следователи: по факту крушения возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), расследование ведет Главное следственное управление Следственного комитета (ГСУ СК). Тем временем представители Генпрокуратуры заявили, что у «Булгарии» был неисправен левый двигатель, а у компании-субарендатора не было лицензии на перевозку пассажиров.
«Установлено, что в ходе рейса, который выполнял двухпалубный теплоход «Булгария», было допущено множество нарушений, – сообщает ведомство. – Теплоход прослужил 56 лет. Капремонт на нем был проведен 30 лет назад, в 1980 году. Лицензия на перевозку пассажиров отсутствовала. Имелась неисправность левого двигателя, была допущена перегрузка судна». Сейчас прокуратура проверяет деятельность собственника теплохода (ОАО «Камское речное пароходство»), арендатора (ООО «Бриз») и субарендатора (ООО «Аргоречтур»), а также Российского речного регистра (подведомственного Росморречфлоту) и его филиалов по выдаче свидетельств о готовности судна к эксплуатации.
Руководство компании «Камское речное пароходство» в ответ заявило, что судно эксплуатировалось по правилам, причем ни неисправность одного двигателя, ни крен на правый бок, о котором говорили очевидцы, все равно не могли повлиять на безопасность теплохода. Лицензия у «Аргоречтура» была. Как сообщил гендиректор компании Валерий Кирчанов, «на дизель-электроходах при одном неисправном двигателе все равно работают оба винта. Таким образом, выход из строя одного из двигателей не мог повлиять на безопасность теплохода «Булгария». Что касается крена, то, по его утверждению, «такого рода суда всегда ходят с креном на правый борт». «Как известно, по правому борту располагаются две канализационные емкости общим объемом 30 тонн».
В то же время Кирчанов сообщил, что причиной трагедии могла стать ошибка экипажа «Булгарии». Как пояснил гендиректор, в условиях сильного ветра и высоких волн «капитан был обязан отдать команду задраить иллюминаторы», но этого не сделал. В итоге, когда накренившийся теплоход поворачивал налево, его ударило волной и вода могла залиться внутрь через открытые иллюминаторы. Впрочем, отметил он, окончательный вывод должно сделать следствие. Отдельно в компании отметили, что, согласно договору, ответственность за теплоход лежит на конечном арендаторе – то есть «Агроречтуре».
Телефоны «Агроречтура» в понедельник не отвечали. Минтранс подтвердил, что последний раз теплоход проходил осмотр 15 июня этого года и его признали годным к эксплуатации. В 2007 году судно прошло освидетельствование состояния корпуса, механизмов и электрооборудования на слипе Пермского судоремонтного завода. После этого «значительных замечаний по техническому состоянию не было», утверждают в ведомстве: на «Булгарии» лишь чинили вспомогательные двигательные установки. Источник в транспортной прокуратуре Татарстана сообщил, что теплоход «Булгария» эксплуатировался на основании выданного Камским филиалом речного регистра в Перми заключения о годности к плаванию.
Теплоход «Булгария» первоначально назывался «Украина». Он был построен в 1955 году в Чехословакии, в Комарно, на верфи Narodny Podnik Skoda Komarno (сейчас Slovenské lodenice Komárno a.s.). Это дизель-электроход проекта 785 (типа «Россия», словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) мощностью 800 л. с. Судно относится к классу средних судов, предназначенных для работы на скорых пассажирских линиях. Первоначально на них имелись одно-, двух- и четырехместные каюты, часть из которых была оборудована умывальниками (прочие удобства располагались на палубе), суда имели по два ресторана и два салона для пассажиров. Пассажировместимость — 233 человека.
В процессе эксплуатации судов каюты большой вместимости были переоборудованы. После модернизации на «Булгарии» осталось 140 мест для пассажиров. В ходе реконструкции на судах этого класса были оставлены две спасательные шлюпки вместо заложенных по первоначальному проекту четырех. Впрочем, экипаж «Булгарии» спустить на воду шлюпки не успел: они опрокинулись вместе с судном. Сработали лишь спасательные плоты (всего в шлюпках могли поместиться 36 человек, плоты, согласно данным Минтранса, были рассчитаны на 120 человек).
«Украина» до 1962 года принадлежала Волжскому пароходству (порт приписки — Горький), затем, до 2010 года, «Камской судоходной компании» (порт приписки — Чайковский). В последние годы находилась в собственности другой компании. А в феврале 2010 года была переименована в честь древнего государства на территории современного Татарстана. Судно старше 25 лет в соответствии с действующими нормами должно было проходить ежегодное освидетельствование и капитальный ремонт раз в пять лет. Согласно документам, освидетельствование перед началом нынешней навигации «Булгария» прошла. А очередной капитальный ремонт на ней (опять же согласно документам) проводился в 2007 году, но о том, можно ли считать его капитальным, выводы пока не сделаны: следствие только собирает информацию о том, что и каким образом ремонтировалось.
Очередной капитальный ремонт теплоход должен был пройти по завершении навигации 2011 года. В Казани «Булгарию» эксплуатировал субарендатор — местный туроператор ООО «Аргоречтур». Теплоход, принадлежащий пермскому ООО «Камское речное пароходство», арендовала пермская же фирма ООО «Бриз». Она и передала судно в субаренду. Перед началом навигации туры на «Булгарии» предлагали несколько местных турагентств. А путевки на ставший последним рейс были распроданы через казанское туристическое агентство «Интурволга». По информации, распространенной гендиректором агентства Александром Елисеевым, пассажиры «Булгарии» не были застрахованы.
Несмотря на возраст и частые поломки (о них свидетельствуют многочисленные негативные отзывы туристов в интернете), «Булгария» эксплуатировалась практически беспрерывно. В перерывах между рейсами на ней устраивали ночные прогулки и корпоративы, так что на наведение на судне элементарного порядка персоналу оставались считаные часы. В первый в этом сезоне рейс до Нижнего Новгорода «Булгария» отчалила из Казани 10 июня. Затем были рейсы в Пермь, Ульяновск, Болгары, Самару, Волгоград и Ярославль, по возвращении из которого судно ушло в последний трагический рейс. Эксперты говорят, что значение имеет не столько год выпуска судна, сколько то, как за ним следили.
«Смысл не в том, что судно 1955 года выпуска, – сказал помощник гендиректора питерского НИИ имени Крылова Андрей Романченко. – У американцев старые судна ходят, «как с иголочки». Это зависит от того, как за ним следили. Наука о потопляемости за истекшие годы не изменилась. Судно нужно делить на отсеки, чтобы не было как здесь – поступила вода и залила все отсеки. Нужно смотреть детально, что произошло не так». В связи с трагедией российские власти начнут проверку всего водного пассажирского транспорта, особенно тех судов, которые были построены больше 25 лет назад. Как заявил Дмитрий Медведев «Булгария» не единственное старое судно, которое ходит по российским рекам.
«Конечно, гражданские суда, теплоходы имеют довольно длительный срок эксплуатации, это даже не самолеты. Но, тем не менее, судя по информации, которой мы сегодня располагаем, состояние этого судна было ненадлежащим», – заявил он. По данным Генпрокуратуры, в 2010 году количество «эксплуатационных происшествий» в России возросло на 42% по сравнению с предыдущим годом. Вскоре после заявления президента и Генпрокуратуры близ Саратова было поставлено на якорь судно «Композитор Глазунов» того же 785-го проекта. «Глазунов», на борту которого находились 85 пассажиров, следовал из Астрахани в Ярославль.