В Таллине премию имени Пушкина вручил единственный праправнук великого поэта по мужской линии — тоже Александр и тоже Пушкин. В пятый раз в Эстонии наградили лучших учителей русского языка и лучших учеников. Победителей каждый год выбирает Институт имени поэта. Он же присуждает премию — тысячу евро для преподавателей. В таком виде и с таким реквизитом на урок русского – почти кощунство. Но в школе, где Фаина Габович преподает русский язык и литературу, сегодня карнавал. И внешний вид шестиклассникам прощают, ошибки в слоге художественном – нет. «Если мы говорим — ну, типа, эээ — слова-паразиты — мы с ними боремся, пытаемся», — говорят школьники.
Она может и поругать, и похвалить — но подойдет к каждому. За время урока ни разу не садится — тяжелое учительское кресло пустует. Перед камерой никаких «показательных занятий». Ученики даже оправдываются: обычно у них веселее бывает, хохочут. «Когда учитель объясняет новую тему, он объясняет с шутками, и как-то эти шутки больше запоминаются и тема больше усваивается», — рассказывает ученица шестого класса Талиннской Еврейской школы Элен Трон. Но тут подвернулись причастия — ищут всем классом.
«Прием только один – заинтересовать. Это единственный прием. Потому что без интереса к любому предмету — а к русскому языку и литературе сейчас — невозможно достичь никакого результата», — говорит сама Фаина Габович. Их педагог – лучшая в номинации «русский язык как родной». Для коллеги из эстонской школы – отдельная награда. Аплодисменты сначала в классе, потом в зале, где вручают Пушкинскую премию. «Александр Сергеевич — он, безусловно, создатель русского литературного языка. Я, как филолог, чем больше живу – тем больше понимаю, что это на самом деле так, что это не пустые слова», — говорит руководитель Института Пушкина в Эстонии Андрей Красноглазов.
Здесь со сцены — тоже причастные обороты. Не всем даются хорошо, но все стараются. Это гость из Германии, а это эстонский старшеклассник Кристиан Кангро — русский для него не родной, речь читает по бумажке, но обещает исправиться. Хочет стать бизнесменом, поэтому за язык соседней страны взялся основательно. Для начала выиграл в номинации «Юный Пушкин». «Мне нравится русский язык! Это трудный язык, мне нравится!» — говорит он сам.
Определить победителей было так трудно, что глава жюри с трудом ищет родные русские слова. Долго подбирает, говорит: «каторга». Вручение Пушкинской премии в Таллине уже стало традицией. Лучших учителей-русистов награждают в пятый раз. Церемония – в зимнем саду Национальной оперы Эстонии, при свечах и черном рояле. В общем — как и положено в благородном обществе. Вручать награды из Брюсселя приехал прямой потомок русского поэта — праправнук: тоже Пушкин, и тоже Александр. С ним супруга – Мария-Мадлен Пушкина-Дурново.
«Это очень большая культура и очень красивый язык, и нельзя его забывать!» — уверен он. В прошлый раз оба шутили: придется идти на курсы русского — вокруг все говорят по-французски, мало практики. «Я надеюсь, что наш русский стал лучше, чем в прошлом году. Потому что если не лучше, то я плохой ученик», — говорит Александр Пушкин. Попрактиковаться здесь было с кем. Ведущие церемонии посчитали: если сложить рабочий стаж всех соискателей премии, получилось бы почти 700 лет.