Старейшая актриса МХТ имени Чехова, народная артистка России Кира Головко будет принимать сегодня поздравления с днем рождения. «Обязательно будем поздравлять нашу любимую Киру Николаевну», — подтвердили ИТАР-ТАСС в ее родном театре. И хотя именинница никогда не скрывала свой возраст, эта тема ежегодно требует от нее особых пояснений. Вот и на сей раз необходимо разобраться: сколько же ей на самом деле лет — 93 или 94? «Я родилась в 1919 году, а по паспорту — в 1918-м, — говорит Кира Николаевна. — А всему виной — школа. Когда я закончила четыре класса, в пятый меня не брали — мол, не доросла еще. И мама просто в метрике исправила цифру «9» на «8», прибавив мне один год. Так я и живу с тех пор, и художественный руководитель нашего театра Олег Табаков тоже считает меня родившейся в 1918 году».
Ей повезло — она знала еще отцов-основателей Московского Художественного театра. Когда была совсем юной, то написала письмо великому Станиславскому. Ответа не получила, зато много лет спустя обнаружила собственное послание в Музее МХАТа — с подчеркнутыми Константином Сергеевичем строчками. А вот под началом Немировича- Данченко ей привелось поработать. «Как-то он увидел меня в коридоре и спросил, что я репетирую в театре, — рассказала Кира Николаевна. — А мы, молодые артисты, создавали шумы за сценой. Я изображала «пожар» в «Горе от ума». Об этом я радостно и сообщила Владимиру Ивановичу». «Когда будете писать мемуары, не забудьте упомянуть эту роль», — улыбнулся Немирович и пошел дальше». «Так что с ним я не раз встречалась в театре», — подтвердила Головко.
Кстати, профессионального театрального образования она так и не имеет — актерское мастерство ей пришлось постигать исключительно на практике. Впрочем, великолепные внешние данные, врожденный аристократизм и огромная работоспособность очень скоро помогли талантливой девушке стать артисткой. «Я была студенткой Московского института истории, философии и литературы, когда узнала, что идет набор во вспомогательный состав МХАТа, — продолжает Кира Николаевна. — Конкурс был огромный: 637 человек на место. «Как они меня взяли, не понимаю, — недоуменно замечает актриса. — В общем, одного года я не доучилась в ИФЛИ, и с 8 сентября 1938 года я в Московском Художественном театре».
С тех пор на ее счету более 50 ролей в спектаклях, признанных классикой отечественной сцены. Это — «На дне» и «Царь Федор Иоаннович», «Анна Каренина» и «Три сестры», «Мария Стюарт» и «Враги», «Тартюф» и «Кабала святош», «Московский хор» и «Лес». Лишь однажды она «изменила» родной труппе — в 1950 году вместе с мужем, адмиралом Арсением Головко, уехала в командировку в Калининград, но и там с профессией не рассталась — служила в местном драмтеатре.
«Конечно, я поехала не задумываясь, — вспоминает Кира Николаевна. — Хотя, когда Алла Константиновна Тарасова подписывала мне творческий отпуск, то мрачно предрекла мне окончание артистической карьеры. Но я настолько любила мужа, что никакого разочарования от переезда не испытала, напротив, для меня эти годы оказались очень светлыми». В 1957 году она вернулась во МХАТ, чтобы больше с ним не расставаться. Тогда же к амплуа драматической актрисы добавилась еще одна должность — педагогическая. Она стала преподавателем Школы-студии МХАТ. Среди ее учеников немало известных ныне артистов, в частности, Николай Караченцов.
Киру Головко не обошел своим вниманием и кинематограф. Она снялась в более чем 20 фильмах, в числе которых такие популярные, как «Глинка», «Первоклассница», «Председатель», «На всю оставшуюся жизнь…». Не прошло незамеченным даже ее эпизодическое появление в сравнительно недавнем фильме Станислава Говорухина «Артистка». А вот на сцену она последнее время не выходит — возраст все-таки сказывается. Теперь у нее единственная роль — быть живой легендой, для исполнения которой она имеет все необходимые качества, сохранив светлый ум и отменную память.