Главный приз на Международном фестивале независимого кино (Naples International Film Festival) в понедельник в Неаполе получил российский режиссер Инал Шерипов. Премии Братьев Люмьер он удостоился за короткометражную ленту «Белый фильм». Как отметили члены жюри, 8,5 минут размышлений без слов о том, «почему у большинства людей нет ничего хорошего в жизни кроме памяти и воспоминаний», заставили их говорить часами. Сам режиссер в интервью признался, что залог успеха в том, чтобы «работать в области души». «С одной стороны есть коммерческое кино, которое даже хорошие идеи опошляет до примитивной предсказуемости. С другой — арт-хаус, который больше фокусируется на чувстве ради чувства, оторванном от человека.
Тогда как чувства должны быть не целью, а проводниками», — сказал режиссер, напомнив фразу Сент-Экзюпери из «Маленького принца»: «Есть лишь одна проблема — одна-единственная в мире — вернуть людям духовные заботы». Шерипов называет свои фильмы «шахматным кино». По определению режиссера, который в 1988 году стал чемпионом России по шахматам, это многоуровневое повествование: общая идея понятна абсолютно всем, а уже степень более глубокого проникновения зависит от духовной и интеллектуальной подготовки каждого в отдельности. «Парадокс современного искусства в том, что одно и тоже произведение может показаться кому-то одним, а кому-то совсем другим. В искусстве древних такого нет, потому что в нем в символах зашифрована конкретная информация, как в шахматах. Древние на шахматы проецировали модели мира», — поделился своей теорией Шерипов.
Неаполитанская награда — далеко не первая в копилке режиссера, который родился в Грозном, учился в Москве (у Владимира Наумова) и США, а сейчас в основном живет в Бельгии. Его работы завоевывали призы на кинофестивалях в Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Чикаго, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Сиэтле, Джакарте. Фильм «В последний раз», посвященный проблематике соприкосновения двух культур — мусульманской и христианской, получил приз зрительских симпатий на последнем Нью-йоркском кинофестивале. Когда-то Шерипов начинал как композитор на «Союзмультфильме», затем работал на Центральной студии документального фильма (ЦСДФ) и в кино пришел именно из документалистики. Сейчас он затрудняется точно определить жанр своего «шахматного кино».
В России он входит в правление Союза кинематографистов, а на родине на протяжении трех лет возглавлял студию «Чеченфильм», на которую возлагалась задача создания чеченской кинематографии, подготовки режиссеров. Однако из- за разногласий с местными властями Шерипов оставил Грозный. Незавершенным остался проект «Чехов». Режиссер не исключает, что когда-нибудь снимет фильм о Чечне, но нескоро. А пока он почувствовал себя в Неаполе как дома, благодаря лентам итальянских неореалистов, на которых вырос.