Поиск

Премьера спектакля Марка Захарова «Небесные странники» в «Ленкоме»

863 0

Премьера спектакля Марка Захарова «Небесные странники» в «Ленкоме»В Московском театре «Ленком» впервые обосновались «Небесные странники». Так называется вольная фантазия, которую Марк Захаров сочинил по произведениям «отца древнегреческой комедии» Аристофана и русского классика Антона Павловича Чехова и сам же поставил. И хотя сценическая жизнь спектакля официально стартует только сегодня вечером, с новым творением ленкомовского лидера уже сумели познакомиться некоторые зрители, побывавшие на предпремьерных показах, которые, судя по реакции публики, имели несомненный успех. «Небесные странники», рожденные талантом признанного мастера, заслуживают безусловного внимания. Начинаются они с появления «птиц» из одноименной комедии Аристофана во главе со своим повелителем — царем Удодом. А вслед за ними буквально «выпархивает» на подмостки Александра Захарова, представшая уже в образе Ольги Ивановны из чеховского рассказа «Попрыгунья».

Примечательно, что в роли ее мужа — доктора Дымова — выступает популярный киноактер Александр Балуев. Конечно, у него есть определенный театральный опыт: прежде он работал в Театре Российской армии и Театре имени Ермоловой, да и сейчас нередко занят в антрепризных спектаклях. Но все же в основном Александр Балуев — звезда экрана. Для дебюта в «Ленкоме» он был приглашен по инициативе Марка Захарова, выбор которого оказался очень точным. Дуэт Захаровой и Балуева получился поистине замечательным. В других ролях заняты такие известные «ленкомовцы», как Виктор Раков, Иван Агапов, Анна Якунина, Сергей Степанченко, Дмитрий Гизбрехт. И каждый, что называется, на своем месте. Лучше не придумаешь.

Как всегда, в постановке участвует живой музыкальный ансамбль, партитуру для которого написал композитор Сергей Рудницкий. Декорации выполнил Алексей Кондратьев, ученик незабвенного главного художника «Ленкома» Олега Шейнциса. И все это удивительным образом работает на воплощение замысла Марка Захарова, монолог которого цитируется в театральной программке.

«Я начинал работу с перевода на сценический язык нескольких трагикомических рассказов Чехова — «Попрыгунья», «Хористка», «Черный монах», — посвящает мастер в свою творческую «кухню». — Впрочем, меня с самого начала привлекали собственные фантазии по поводу чеховских текстов и монологов царя птиц Удода. Мы постарались выстроить спектакль как театральную игру с обязательной для «Ленкома» самоиронией. Великого русского писателя дразнил хоровод человеческих характеров — смешных, нелепых, злобных, прекрасных, великодушных.

Они чем-то напоминали мне фантасмагорическую стаю разноперых птиц, летящих под облаками. Мне, как и английскому кинорежиссеру Хичкоку в его знаменитом фильме, птицы казались не только прекрасными созданиями — в нашу чеховскую фантазию влетело скопище человеческих слабостей, притягательных страхов и даже галлюционарных объектов. Вслед за мистическими образами мы прикоснулись даже к молодому Горькому, который дружил с Чеховым в Ялте на рубеже веков, когда «Буревестник» обрел сумасшедшую популярность в русском обществе».

Такие откровенные пояснения автора сценария и постановщика читаются с неподдельным интересом. Но особенно пронзительно звучит заключение: «Навязчивые идеи рефлексирующих героев побудили нас пристально вглядеться в божественные выси, познать радость вселенского бытия и позавидовать тем, кто вправе называться небесными странниками». С полным основанием можно позавидовать и тем, кто попадет на сегодняшнюю премьеру. Впрочем, в понедельник, 15 апреля, в ленкомовской афише вновь стоит этот спектакль, который непременно стоит посмотреть. Благо, отныне он значится в текущем репертуаре одного из самых востребованных столичных театров.

Комментарии
comments powered by HyperComments