В прокат выходит «Твоя рука в моей руке» — комедийная мелодрама француженки Валери Донзелли про жертв импульсивного поцелуя Йоахим Фокс (Жереми Элькаим) носит красную шапку и рассекает на лонгборде по живописным проселочным дорогам Франции средь холмов и полей. Кеды и куртка-парка прилагаются. Элен Маршаль (Валери Лемерсье) преподает в балетной школе Парижской национальной оперы, прячется по углам от назойливого министра (Филипп Лоденбах) и не расстается с чудаковатой наперсницей (Беатрис де Сталь). Йоахим не может жить без сестры (Валери Донзелли), которая называет его Йойо и уговаривает выступить парой на любительском танцевальном конкурсе. Но все зависимости и привязанности отступают на второй план, когда Йойо встречает в закоулках Оперы Элен: эти двое не смогут расстаться и на миг.
То есть буквально не смогут: он делает шаг, она безвольно идет вслед за ним. Она поднимает руку — он покорно повторяет движение. Возникает комический дуэт с мелодраматической перспективой: Йойо молод, беден и беспечен, Элен старше его на пятнадцать лет и всю жизнь держит себя в рамках дисциплины классического балета. Завязка, обещавшая историю в духе американского танц-хита «Шаг вперед» про взаимовыгодную встречу уличного и классического танцев, оборачивается абсурдистской зарисовкой о силе притяжения, вынужденном симбиозе непохожих организмов, трансформации совместимости в нечто большее, признании очевидного и борьбе с собой.
Валери Донзелли сложно вписать в кинематографический контекст. Ее фильмы не похожи ни на современную французскую комедию для масс, ни на французское авторское кино для избранных, но обнаруживают точки соприкосновения и с тем, и с другим. Затеваемая в «Твоей рука в моей руке» беготня по лестницам напоминает о комедиях с Луи де Фюнесом, в одной из ролей второго плана появляется с диким танцем Серж Бозон — кинокритик, синефил, режиссер, чей новый фильм «Тип-топ» с Изабель Юппер скоро покажут в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского фестиваля.
Прошлый фильм Донзелли «Я объявляю войну» был комедией про то, как они с любимым пережили борьбу за жизнь их ребенка, у которого диагностировали рак. Сын выжил, с его отцом Валери рассталась, зовут бывшего спутника жизни Жереми Элькаим, они вместе играли в том фильме, теперь Жереми, годы спустя, сыграл ее брата. Она снимает кино про самые тяжелые моменты и переживания собственной реальной жизни, но превращает их в комедию. Что-то похожее можно обнаружить не во Франции, а в Нью-Йорке, где снимает кино про себя режиссер, актриса и современный художник Миранда Джулай («Я, ты и все, кого мы знаем», «Будущее»).
И с самого начала новой картины Донзелли кажется, что катящийся по дороге на доске парень скопирован с заокеанских образцов, представляемых ежегодно в программе фестиваля «Сандэнс». Финал это подозрение подтверждает. Увы, фильм оказывается жертвой тянущих в разные стороны сил. Американского толка лирика со снятыми на телефон ветряными мельницами в бликах солнца на окне электрички не срастается с французской клоунадой повязанных невидимой веревкой героев.
Балетный контекст их симметрии отсылает к современному танцу, в котором исследования связей между людьми рождают удивительные пластические дуэты. Донзелли же оказывается не чувствительна к этой пластике, компенсирует ее недостачу метафорами совместного проживания и закадровым комментарием происходящего на экране. Так вместо рождения танца мы наблюдаем неуклюжий «зеркальный» этюд из учебного плана по актерскому мастерству.