Российским курильщикам со следующего года могут еще сильнее усложнить жизнь, но они получат и послабления. Так, в аэропорты и на железнодорожные вокзалы предлагают вернуть курительные комнаты с обязательной вентиляцией, а также разрешить пристрастившимся к табаку «смолить» на свежем воздухе — к примеру, на крышах и балконах воздушных гаваней. Однако лишатся возможности выкурить сигарету во внутреннем коридоре и на кухне жители коммунальных квартир. И по пути на работу дымить на автобусных остановках, подземных и надземных переходах тоже запретят. Все эти нововведения скоро рассмотрят в Государственной Думе. Поправки укомплектовали в два законопроекта, которые внесены в нижнюю палату парламента.
Правда, принять их сразу и без изменений вряд ли получится: если один документ предлагает более щадящие условия — открыть курилки и на улице, и в помещении вокзалов, то второй ограничивается лояльным отношением только к оборудованному пространству на открытом воздухе.
Эксперты в замешательстве: закон, который призван охранять здоровье граждан, вступал в силу поэтапно, и последняя его часть начала работать только минувшим летом. И зачем так скоро пытаться что-то изменить, если мы еще не знаем, насколько он эффективен? Сначала бы разобраться с тем, какие запреты депутаты уже приняли.
«У нас же не запрещено курить на нестационарных летних верандах, которые тоже есть в аэропортах. А со следующего лета могут появиться и отдельные столики для курильщиков, — говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Любые изменения, связанные с аэропортами и вокзалами, это преждевременно. Антитабачный закон пока вполне самодостаточен».
В сентябре 2013 года эксперты отмечали, что запрет на курение в транзитной зоне может сильно снизить поток пассажиров, которые до 10 часов ждут пересадочного рейса. Один из внесенных на рассмотрение Думы законопроектов предполагает, что на выходе из транзитной зоны можно будет закурить, если под это дело оборудовано место на открытом воздухе.
По мнению Янина, люди ориентируются только на стоимость билетов, а можно или нельзя курить в аэропорту — для них не важно. «Пока полиция справляется с ресторанами и на платформах электричек, где курить запрещено. Когда проблема на таких площадках будет решена, а это, думаю, не ранее 2016 года, тогда и стоит идти дальше», — заключает эксперт.
Такого же мнения придерживается руководитель федерального проекта «Трезвая Россия», член Общественной палаты РФ Султан Хамзаев. «Закон аккуратно интегрировали в общественную жизнь. Совершенен ли он? Конечно, есть вопросы, которые стоит довести до ума, но сейчас не время», — говорит он. Пока цифры говорят, что антитабачный закон хорошо влияет на общество. Снизились продажи табака и количество мест, где можно купить сигареты.
Более миллиона человек за последние несколько лет отказались от курения, говорит Хамзаев. «При такой динамике мы должны трепетно подходить к любым изменениям. И строить их надо не на отдельных инициативах депутатов, а на глобальных обсуждениях в минздраве и думских комитетах», — резюмирует эксперт.