Антикоррупционные меры не дали нужного эффекта, признал президент Дмитрий Медведев который в начале своего срока инициировал декларационную кампанию чиновников и законодательство по борьбе с коррупцией. Новые предложения — создание отдельного органа по борьбе с коррупцией или особой коллегии судей — вызвали у президента осторожную реакцию. В четверг президент Дмитрий Медведев провел заседание рабочей группы, которая отвечает за формирование так называемого открытого правительства. Встреча, посвященная борьбе с коррупцией, проходила в подразделении ГИБДД (Центре специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения).
Уже в самом начале встречи Медведев честно признал, что его антикоррупционные усилия за четыре года президентского срока дали скромные результаты. «Когда я несколько лет назад впервые за последние годы поднял на самый высокий уровень обсуждение коррупции и настоял на принятии соответствующего блока законопроектов, ни у кого иллюзий не было, ни у меня, ни у общественности, что за несколько лет эту проблему радикально минимизировать не удастся. Но я считаю, что мы эти годы не потратили зря хотя бы потому, что у нас впервые за всю тысячелетнюю российскую историю появилась определенная нормативная база для противодействия коррупции», — пояснил Медведев.
Не дала толку, в частности, массовая подача деклараций чиновниками, констатировал президент. В ходе обсуждения, когда ему предложили обсудить идею второй декларационной кампании чиновников, Медведев рассказал, что «первая декларационная кампания дала почти нулевой эффект».
Тем не менее участники группы неутомимо предлагали новые антикоррупционные инициативы. К заседанию рабочая группа подготовила программу «Антикоррупция», в которой для борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти предлагается создать новый госорган — бюро по противодействию коррупции, а при нем общественный совет. По замыслу, бюро должно оценивать уровень коррупции в стране, регионах и ведомствах, проверять декларации чиновников, выявлять конфликты интересов, проводить доследственные проверки, сопровождать уголовные расследования, защищать свидетелей и граждан, сообщающих о коррупции.
Учитывая функции, бюро должно получить особые полномочия — право приостанавливать действия нормативно-правовых актов, если выявит их коррупциогенность, а также на период расследования отстранять от должности лицо, подозреваемое в коррупции. Новый орган должен быть коллегиальным, состоять из 120—150 человек и быть независимым, пояснил директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко. «Все страны, которые попадали в такую же ситуации с коррупцией, как сейчас в России, создавали такой федеральный или национальный орган», — подчеркнул Алексашенко, добавив, что одно лишь создание такого бюро не панацея.
Впрочем, Медведев предложение не поддержал и назвал его самым ярким и самым спорным. «Мне больше нравится идея помещения соответствующей структуры внутрь Генпрокуратуры, так как именно на Генеральной прокуратуре лежит финальная ответственность за борьбу с преступностью в стране», — пояснил президент. По словам Медведева, создавать бюро надо только в том случае, если оно будет работать, иначе оно может превратиться в неработающий орган или в бюро по сведению счетов между различными кланами.
Осторожно президент прокомментировал и идею создания специальной коллегии Верховного суда по коррупционным делам. «Надо обсудить это. Вопрос в людях, в качестве судебного рассмотрения в целом. Но это возможно. Надо посмотреть, насколько соответствует уголовно-процессуальному законодательству и закону о статусе судей», — сказал Медведев. Обсуждения требует еще одна инициатива рабочей группы: создать систему вознаграждения граждан, которые сообщают о коррупции, и законодательно закрепить их защиту.
По словам Алексашенко, опрос на сайтах «Эха Москвы» и Алексея Навального показал, что сообщить о коррупции за деньги готовы 70% и 90% соответственно. «Можно ли стучать за деньги — почти библейская тема. Нет ответа на этот вопрос», — сказал Медведев, добавив, что денежную составляющую не стоит гипертрофировать.
Но были и инициативы, которые Медведев одобрил. В частности, таковым оказалось предложение проекта «Роспил». На заседании рабочей группы «Роспил» представлял координатор проекта Константин Калмыков, который предложил предоставить общественным объединениям право обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц в рамках закона о госзакупках.
Поддержана и идея рабочей группы о трех дорожных картах по приватизации, дерегулированию и переходу на оптимальные бизнес-процессы госуслуг. Эти карты должны, по замыслу разработчиков, снизить государственное вмешательство в экономику. Согласился президент и с мерами, предложенными в сфере госзаказа и управления компаниями с госучастием, — разделение всех закупок на стандартизированные и нестандартизированные, принятие нормативного акта о внутреннем аудите во всех публичных компаниях и госкорпорациях, а также введение административной ответственности компаний за коррупционные действия своих сотрудников. Понравилась Медведеву идея о полной зачистке советов директоров компаний и банков от госслужащих, высказанная в ходе обсуждения. «Задача в том, чтобы формировать корпус независимых директоров, и чем больше он у нас будет, тем лучше», — добавил президент.
По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, главная причина неудовлетворительного результата борьбы с коррупцией, который признал Медведев, — отсутствие стратегии по борьбе с коррупцией. «А имитация есть. Рыба гниет с головы: начните с себя, сделайте так, чтобы самое высокопоставленное чиновничество было чистым. Контроль должен быть самым жестким. Без этого ничего не получится, борьба с коррупцией ничем не закончится», — советует Николаев. Создание бюро по борьбе с коррупцией или особая судебная коллегия, по мнению эксперта, не понадобятся, если будет стратегия и политическая воля.