Арест экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, который произошел год назад, не заставил ее сторонников выйти на площади, зато вылился в охлаждение отношений с Евросоюзом, а также сильно отразился на здоровье политика. На конец октября в республике назначены парламентские выборы, однако Тимошенко, лидер оппозиционной партии «Батькивщина», не сможет принять в них участие ни как человек из предвыборного списка, ни как руководитель предвыборной кампании партии. При этом в Европе заявляют, что могут не признать украинские выборов демократичными, если лидера оппозиции не допустят к избирательному процессу. Слабость или хитрость? История с осуждением Тимошенко опровергает популярный тезис о «расколотой надвое Украине».
Вялость и малочисленность акций протеста, которые сопровождают Тимошенко весь последний год, — лучшее доказательство, что украинское общество вовсе не разделено пополам на яростных сторонников «бело-синих» или «оранжевых», то есть власти или оппозиции. Будь это так, 15 миллионов сторонников Тимошенко давно устроили бы повторение массовых протестов 2004 года и, возможно, заставили освободить своего лидера. Но на площадях весь год было тихо (конечно, относительно тихо, по украинским меркам).
Шум доносился только из телевизора. Но есть и другая точка зрения. Украинский политолог Дмитрий Выдрин, долгое время работавший с Тимошенко, уверен, что в ее освобождении не заинтересована ни украинская оппозиция, ни сама экс-премьер. «Юлия Тимошенко делала все, чтобы ее «закрыли», чтобы сделать тюрьму своей трибуной, потому что из тюремной камеры голос политика звучит даже громче, чем из парламента». — считает Выдрин.
И эта ее тактика, по его словам, оправдывается: «У нее в колонии были более 130 гостей из-за рубежа, к ней приезжают руководители государств, члены парламентов, крупные журналисты. Будь Тимошенко на свободе, ей было бы очень сложно и дорого обеспечить такой уровень внимания к своей персоне». В пользу этой версии говорит категорическое нежелание Тимошенко просить о помиловании своего более удачливого противника по последним президентским выборам — нынешнего главу украинского государства Виктора Януковича.
От ареста до колонии Уголовное дело, по которому Тимошенко получила семь лет заключения, возбудили в апреле 2011 года, Печерский суд Киева начал рассматривать дело в конце июня. Подозреваемую арестовали 5 августа сразу после очередного судебного заседания — за «системные нарушения» судебной процедуры и, в частности, препятствование допросу свидетелей. Сторонники Тимошенко, митинговавшие перед зданием суда, попытались не выпустить из ворот автозак, в котором везли политика, однако не смогли этого сделать.
Одиннадцатого октября Печерский суд признал Тимошенко виновной в превышении полномочий при подписании в 2009 году «газового» соглашения с РФ и приговорил ее к семи годам лишения свободы и возмещению 189,9 миллиона долларов убытков. Защита обвиняемой подала кассационную жалобу на это решение, рассмотрение жалобы в Высшем суде Украины назначено на 16 августа. Ранее рассмотрение несколько раз откладывалось из-за того, что Тимошенко отказывалась присутствовать на заседании, объясняя это плохим состоянием здоровья, а обвинение, со своей стороны, настаивало на присутствии экс-премьера.
Через несколько дней после приговора против Тимошенко было возбуждено еще одно дело, связанное с финансовыми махинациями корпорации «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ) во второй половине 1990-х годов, когда ею руководила Тимошенко. По версии следствия, Тимошенко, будучи главой корпорации, крупнейшего в то время импортера природного газа, организовала уклонение от уплаты налогов на сумму почти 1,3 миллиона долларов и совершила служебный подлог. Кроме того, правоохранительные органы считают, что она «повесила» долг ЕЭСУ в размере 405,5 миллиона долларов перед министерством обороны России на государственный бюджет.
После решения Печерского суда Тимошенко провела в СИЗО еще около полутора месяцев. Перед Новым годом осужденную перевели в женскую Качановскую колонию в Харьковской области. Муж Тимошенко Александр уехал в Чехию и в январе 2012 года получил там убежище.
Тяжелая болезнь или «воспаление хитрости»? Первые сообщения о проблемах со здоровьем у Тимошенко появились в конце октября 2011 года. Защита экс-премьера утверждала (и утверждает до сих пор), что из-за проблем с позвоночником она не может самостоятельно ходить. В колонию допустили личного массажиста Тимошенко, ее несколько раз обследовали немецкие и канадские врачи совместно с украинскими специалистами. Диагноз не разглашается — это запрещено украинским законодательством, но, судя по высказываниям родственников заключенной, можно предположить, что у нее межпозвоночная грыжа.
Медики расходятся в оценках тяжести состояния Тимошенко, однако никто из врачей ни разу не заявлял, что болезнь требует хирургического вмешательства или угрожает жизни экс-премьера. По данным пенитенциарной службы, Тимошенко обратилась к руководству колонии с заявлением, в котором отказалась от работ в колонии, однако защита экс-премьера опровергает эту информацию.
С 9 мая экс-премьер находится в харьковской больнице для железнодорожников, ее лечат врачи берлинской клиники «Шарите». По данным главы Минздрава Украины Раисы Богатыревой, к концу июля реабилитация Тимошенко успешно завершилась, но немецкие врачи попросили руководство Украины обеспечить их подопечной еще восемь недель покоя, чтобы успешно закончить ее лечение, начатое в середине мая. Для этого они советуют перевести ее под домашний арест.
Синяки, голодовка и новый омбудсмен После первой попытки перевезти Тимошенко из колонии в больницу заключенная через своего адвоката заявила, что конвоиры избили ее. Экс-премьер уверяла, что сотрудники колонии выкручивали ей руки и ноги и нанесли несколько ударов, в том числе очень сильный удар в живот, после которого она от боли потеряла сознание. Тимошенко объявила голодовку в знак протеста и подала жалобу на действия конвоиров. Тогда ее отправили обратно в колонию. По данным защиты Тимошенко, осужденная голодала более 20 дней. Представители пенитенциарной службы Украины заявляют, что во время голодовки Тимошенко продолжала пить соки. Лидер «Батькивщины» прекратила голодовку 10 мая, после того, как ее снова доставили в харьковскую больницу.
На тот момент уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева обнародовала фотографии Тимошенко, на которых видны гематомы на ее теле, якобы свидетельствующие о примененном к осужденной насилии. Через несколько дней после этого срок полномочий Карпачевой истек, и Рада избрала омбудсменом Валерию Лутковскую. В отличие от Карпачевой, не раз заявлявшей о нарушении прав Тимошенко, нынешний омбудсмен не считает, что права заключенной ущемляются. Карпачева переехала в Россию.
Европе не понравилось Арест и тюремное заключение Тимошенко полностью заморозили желанное для Украины сближение с Евросоюзом. «Сейчас Тимошенко имеет гораздо более сильное влияние на отношения нашей страны с другими государствами, чем она имела бы на свободе. Будь она на свободе, у власти не было бы многих международных проблем», — считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Его коллега, директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев называет ситуацию, в которой оказалось руководство Украины после приговора для Тимошенко, «внешнеполитической полуизоляцией».
В мае Европарламент принял резолюцию по Украине, в которой призвал Киев немедленно освободить осужденных по политическим мотивам. Тогда же Украина была вынуждена отменить саммит стран Центральной Европы, после того, как главы ряда европейских государств отказались приехать в Ялту из-за ситуации с Тимошенко. Большинство глав стран Европы не приехали в Украину и на игры «Евро-2012», хотя и не призывали своих болельщиков бойкотировать футбольный чемпионат. А несколько депутатов Европарламента, приехав на матч в Харьков, развернули на стадионе плакаты с требованием освободить Тимошенко.
Также в Европе все чаще увязывают возможность расширения сотрудничества Украины с ЕС и прекращение судебного преследования экс-премьера. Правительство США тоже несколько раз в разных формах призывало власти Украины освободить политика. Высшее руководство России тоже считает наказание для Тимошенко необоснованным, заявляя, что газовые контракты не нарушали законов Украины. «Наши юристы перед подписанием этих контрактов тщательно анализировали и российское, и международное, и украинское законодательство.
Мы никогда не подписываем контрактов, которые противоречат законам страны-контрагента, в данном случае Украины», — сказал Владимир Путин, еще будучи премьер-министром РФ. Вскоре после вступления в должность президента он также заявил, что Россия готова принять Тимошенко на лечение, если украинские власти ее отпустят. Тем не менее позиция Москвы по делу Тимошенко не вызвала охлаждения российско-украинских отношений.
Предвыборные перспективы По оценкам политологов, арест и тюремное заключение Тимошенко не сильно повлияли на уровень поддержки власти и оппозиции перед назначенными на конец октября парламентскими выборами. Партия регионов и семь партий, составившие объединенную оппозицию, начали официальную предвыборную кампанию примерно с тем же уровнем электоральных симпатий, который был у них год назад.
«С одной стороны, не удался план Тимошенко стать «украинской Жанной дАрк»: не признавать Януковича, не признавать суд и таким образом вывести себя на новую политическую орбиту. С другой, находясь на свободе, Тимошенко вряд ли имела бы более высокий рейтинг, чем она имеет сейчас. Пребывание в тюрьме не ослабило ее влияние. И если суровый приговор был вынесен с такой целью, то цель не достигнута», — полагает политолог Погребинский.
По мнению эксперта Карасева, тюремное заключение Тимошенко подтолкнуло оппозиционные партии Украины к объединению. «Если бы Тимошенко оставалась на свободе, объединенной оппозиции сейчас, скорее всего, не было бы. С другой стороны, «Батькивщина» с политически активной Тимошенко во главе составляла бы реальную альтернативу нынешней власти. Сейчас во главе с Яценюком (экс-спикер Верховной Рады, возглавлявший до недавнего времени «Фронт перемен», объединившийся с партией Тимошенко на платформе последней) оппозиция на это не способна», — считает политолог.
Заключенная Тимошенко получила в предвыборном списке объединенной оппозиции первое место, но, по украинским законам, ее исключат из списка еще на этапе регистрации и в избирательных бюллетенях фамилии экс-премьера не будет. Полноценно руководить предвыборной кампанией она тоже не сможет: по словам адвоката Тимошенко, она не видела окончательный избирательный список оппозиции и не утверждала его. В результате часть политиков покинула партию Тимошенко, узнав, что они не получили места в избирательном списке.
Европейские политики хотят видеть Тимошенко в числе кандидатов в депутаты и говорят о возможности непризнания выборов демократичными, если лидера оппозиции не допустят к избирательному процессу. «Возможно, будет какая-то промежуточная оценка со словом „недостаточно“: недостаточно честные, недостаточно демократичные», — считает Погребинский. По его мнению, Европа давно нацелилась на негативную оценку выборов. «Политика Януковича не устраивает европейских лидеров, и они ищут способ это продемонстрировать. История с Тимошенко в данном случае просто хороший предлог. Если бы ее не было, нашелся бы другой повод», — заключает эксперт.