Палата представителей Конгресса США проголосовала сегодня за отмену поправки Джексона-Вэника в отношении России и Молдавии. В поддержку этого решения высказались 365 конгрессменов, против — 43. Они одобрили соответствующий законопроект под названием «Закон об отмене поправки Джексона-Вэника в отношении России и Молдавии 2012», предоставляющий обеим странам постоянный статус нормального торгового партнера США. Теперь свое слово должен сказать сенат. Принятая Конгрессом в 1974 году поправка Джексона- Вэника увязывает торговые вопросы со свободой эмиграции из СССР. Деловые круги США уже приветствовали намерение лидеров Конгресса предоставить России постоянный статус нормального торгового партнера, поскольку в противном случае американский бизнес не сможет получить преимуществ от членства Москвы в ВТО.
Однако принятый сегодня законопроект снабжен неприятным для Москвы довеском — так называемым «Актом Магнитского», который касается проблемы прав человека и коррупции в России. «Акт Магнитского», в частности, предусматривает санкции против сотрудников российских силовых ведомств и судей, причастных к гибели юриста фонда «Эрмитаж кэпитал менеджмент» в московском следственном изоляторе в ноябре 2009 года. Одно из положений «Акта Магнитского» обязывает президента США не позднее 120 дней после вступления закона в силу направить в «соответствующие комитеты Конгресса список граждан, причастных к гибели Сергея Магнитского», а также лиц, «несущих ответственность за совершение внесудебных убийств, пыток и других серьезных нарушений прав человека».
Главу администрации обязывают информировать законодателей об обновлении или пополнении указанного списка. При этом допускается дополнение открытого текста законопроекта особым секретным приложением. Документ дает президенту США право засекречивать имена подпадающих под санкции лиц из соображений национальной безопасности. Москва уже не раз предупреждала американскую сторону, что принятие «Акта Магнитского» может негативно отразиться на двусторонних отношениях.
Как теперь уже совершено очевидно, руководство Конгресса было преисполнено решимости заменить поправку Джексона-Вэника новой законодательной мерой, которая бы сохраняла рычаги воздействия на Россию в области прав человека и других вопросах, совершенно не связанных с торговлей. Администрация Обамы этому фактически не противилась.