Президент Республики Кипр Димитрис Христофиас заявил, что покидает свой пост «с высоко поднятой головой». Он подвел в пятницу вечером итоги пятилетнего пребывания на посту главы государства в телеобращении к стране. 17 февраля, в республике пройдут президентские выборы, в которых он отказался принимать участие. Победу на них опросы общественного мнения прочат кандидату правых сил, лидеру основной оппозиционной партии Демократический сбор Никосу Анастасиадису. Президентство Христофиаса, много лет возглавлявшего Прогрессивную партию трудового народа Кипра (АКЭЛ — преемницу компартии страны), пришлось на самый тяжелый период в истории страны после вооруженного вторжения Турции в 1974 году. Вслед за Грецией, с которой страна оказалась слишком тесно связана финансовыми узами, в республике разразился глубокий финансово-экономический кризис.
Он был спровоцирован решением ЕС о массированном списании греческих гособлигаций и усугубился накапливавшимися в течение многих лет проблемами структурного характера. В результате в настоящее время Кипр находится на грани дефолта: у правительства есть средства для погашения лишь срочных обязательств до марта-апреля. В ноябре прошлого года власти в предварительном порядке согласовали с «тройкой» международных кредиторов условия предоставления помощи в размере примерно 17,5 млрд евро, что фактически равно ВВП республики. Однако партнеры Кипра по ЕС не торопятся принимать окончательное решение о выделении средств, ожидая результатов выборов и формирования нового правительства, что произойдет 1 марта.
«Кипр стал жертвой кризиса в банковской системе, — заявил Христофиас. — Необходимость в рекапитализации крупнейших банков заставила нас обратиться к механизму (Европейскому механизму стабилизации), что мы всячески пытались избежать». В то время, как другие политические партии стремились поспешно завершить переговоры и подписать с «тройкой» международных кредиторов меморандум о кабальных условиях финансового содействия, «правительство отстаивало важнейшие сектора кипрской экономики и завоевания трудящихся», подчеркнул он.
Христофиас признал, что самые большие страдания ему и его семье за прошедшие пять лет принесла трагедия на военно- морской базе близ Лимасола в 2011 году — катастрофический взрыв около 100 контейнеров с порохом. Они были изъяты в феврале 2009 году с судна «Мончегорск», которое направлялось под кипрским флагом из Ирана в Сирию в нарушение запрета комитета Совбеза ООН по санкциям в отношении Ирана. Трагедия унесла жизни 13 человек и поставила страну на грань экономического и политического кризиса.
Другим тяжелейшим разочарованием для Христофиаса, по его словам, стало то, что он не смог добиться «цели своей жизни — решения кипрской проблемы». Именно на обещании избирателям достичь прогресса в деле воссоединения разделенного по этническому признаку острова Христофиас пришел к победе на выборах в 2008 году. Тогда же он заявил, что не будет переизбираться, если не сможет сдержать обещание.
Главным же достижением и наследием правительства за время его пребывания у власти Христофиас назвал обнаружение природного газа в исключительной экономической зоне Кипра и подготовительную работу по созданию инфраструктуры для добычи и экспорта газа. «Эта политика правительства поместила Кипр на энергетическую карту мира. — заявил он. — Перспективы того, что республика станет поставщиком природного газа в Европу, повышает геостратегическую роль нашей страны».
Коснувшись внешней политики, Христофиас подчеркнул, что его правительство «добилось дальнейшего укрепления отношений между Кипром и Россией, сделав для этого больше, чем какое-либо другое правительство». Он также отметил продолжающееся развитие связей между Кипром и Израилем и одновременно со странами Ближнего Востока. «Я сделал все, что мог на благо Кипра в экстремально трудных условиях, а потому ухожу с высоко поднятой головой», — заявил Христофиас.