БАМу повысят пропускную способность, построят новые пути, и пропускная способность увеличится в три раза. Метр за метром, с помощью тяжелой техники железнодорожники выправляют рельсы Байкало-Амурской магистрали. Путевая машина приподнимает полотно и уплотняет под ней грунт. Работы плановые, проводятся каждый год. «Добиваемся стабильности дороги, а также, чтобы мы не получили ограничений скорости», — рассказывает заместитель начальника ПЧ-27 Али Амлимов. Длина БАМа свыше четырех тысяч километров. Сегодня на однопутной железной дороге встречные поезда могут разъехаться лишь на станциях. Пропускная способность достигла своего предела. По оценкам экспертов возникла необходимость строительства второго пути. Его проектировали еще во времена «всесоюзной стройки».
«В то время принятое решение было очень правильным. Делали мосты под двухпутный вариант, вернее, опоры. А пролеты – под однопутный. В настоящее время с развитием БАМа, с его востребованностью, пожалуйста – устанавливайте вторые пути», — рассказал Василий Мазур, почетный транспортный строитель России. В поселке Икабья начала расширения БАМа ждут с нетерпением. Населенный пункт был основан в восьмидесятых годах. Тогда на стройку века сюда приехали бригады из Украины и Грузии. «Мама привезла посмотреть как живет сестра на БАМе. Вот приехала в 1987 году, в сентябре месяце», — вспоминает начальник станции Икабья Александра Маницкая.
Приехала и осталась навсегда. Александра Маницкая сразу поняла – БАМ ее судьба. В этом году начальник станции отмечает двадцатилетний юбилей работы на железной дороге. Малая олимпиада – именно так называют Каларские игры местные спортсмены. В юбилейный для БАМа год они проходят с особым размахом. В соревнованиях участвуют работники крупнейших предприятий района. Все они питают большие надежды на модернизацию железной дороги.
«На сегодняшний день у нас добывается каменный коксующийся уголь, — рассказывает глава Каларского района Забайкальского края Юрий Бурей. – Вот, первый миллион мы в этом году добыли, отпраздновали. Надеемся 750 тысяч тонн в этом году добычи сделать. Потихоньку начинает развиваться Удокан. Хотя они перенесли сроки лицензии на пять лет, до 2022 года, но тем не менее какое-то шевеление в плане экономики есть. Пришел ТрансЮжСтрой. Это второй путь, второй БАМ». Второй БАМ призван решить проблему нехватки пропускной способности. В перспективе она будет увеличена в три раза, до пятидесяти миллионов тонн в год. Специалисты утверждают – новая «всесоюзная стройка» даст мощный толчок к развитию экономики Дальнего Востока и России в целом.
Строительство жилых домов в бамовских поселках не велось с момента их основания. Но в год сорокалетия магистрали на одной из узловых станций Новая Чара сдают десятки квартир. Жить в них будут работники железной дороги, которых становится больше с увеличением объема перевозок. По подсчетам специалистов в ближайшее время ожидается дефицит жилья, даже в тех населенных пунктах, где сегодня квартир в избытке.