Среди предпринимателей Интернет-сервисы «личный кабинет» Федеральной налоговой службы (ФНС) и Пенсионного фонда России (ПФР) пользуются высокой популярностью. Чаще одного раза в месяц в «личный кабинет» ФНС заходит 92% предпринимателей, а в «личный кабинет» ПФР – 91%. Таковы результаты опроса предпринимателей и граждан, который провел Центр изучения региональных проблем (ЦИРП) при поддержке информационно-аналитического портала «Российский пенсионер» в рамках исследовательского проекта «Информатизация России». Во всех федеральных округах РФ в ходе исследования было опрошено более 300 предпринимателей и 1,5 тысячи физических лиц. Опрос показал, что граждане интересуются «кабинетами» меньше деловых людей. В «кабинет» ПФР реже одного раза в месяц заходит 81% респондентов, а в кабинет ФНС – 90%. Видно, что пенсионные накопления волнуют граждан больше, чем сумма уплаченных налогов.
Результаты опроса показали в целом высокую оценку «кабинетов» ведомств. Сервису ФНС позитивную оценку дали 82% опрошенных предпринимателей, а «кабинету» ПФР – 78%. Рядовые граждане оказались менее привередливыми: «кабинетом» ПФР остались довольны 89% респондентов, кабинетом ФНС – 86%. Хотя почти 90% респондентов остались полностью удовлетворены работой обоих «кабинетов», около 10% опрошенных заявили о негативном опыте общения с «электронным помощником».
Это указывает на необходимость устранения недостатков, некоторые из которых выявил опрос. В частности, у предпринимателей наибольшие проблемы вызывала процедура регистрации, на неудобство и длительность регистрации в «личном кабинете» ПФР пожаловались 14% опрошенных, в «личном кабинете» ФНС – 13%. Основной вывод исследования – «личные кабинеты» выполняют свою функцию по облегчению взаимодействия предпринимателей и граждан и государства. После появления на сайтах ПФР и ФНС «личных кабинетов» около 90% населения стали лучше относиться к электронным государственным услугам.