В журнале «Копирайт» (2015, №1) была опубликована статья «Роль социологических доказательств сходства до степени смешения в арбитражных судах». Сотрудники Лаборатории социологической экспертизы ИС РАН провели исследование влияния, которое оказывают данные социологической экспертизы на ход арбитражного процесса по делам о незаконном использовании товарных знаков или иных средств индивидуализации. Основные выводы статьи Статистика арбитражного производства по делам о сходстве до степени смешения показывает связь между положительным решением и наличием данных социологической экспертизы в качестве доказательства. Также влияние на исход дела оказывает организация-исполнитель социологического исследования.
1) Ни одна из сторон не использует социологические опросы — априорная вероятность победы каждой из них может быть оценена на уровне 50%.
2) Одна из сторон приложила результаты социологического исследования в качестве доказательства – вероятность выиграть дело составляет 58%.
3) Социологическая экспертиза проведена одним из четырех лидеров рынка – вероятность успеха возрастает до 71%, то есть увеличивается почти в 1,5 раза.
Среди исследовательских организаций по проведению социологической экспертизы выделяются четыре лидера: Институт социологии РАН (ИС РАН), ВЦИОМ, Аналитический центр Юрия Левады, МГУ им. Ломоносова. Они представляют в суды 75% социологических опросов, и в 73% случаев проведенные ими исследования признаются надлежащими доказательствами. Их результаты рассматриваются как надежные по нескольким причинам: это специализация и определяемый ею уровень исполнения, а также репутация и статус.
Для других участников рынка социологической экспертизы доля принятия судами результатов их исследований составляет 26%. Выбор исполнителя исследования – залог успеха. Приведенные данные были получены аналитиками Лаборатория социологической экспертизы ИС РАН в процессе обработки более чем 200 решений арбитражных судов по выбранной категории дел. Статья полностью: на сайте Лаборатории социологической экспертизы.