Поиск

Россия, не раз критиковавшая международное вмешательство во внутренние дела других стран, в отношении Ливии заняла двоякую позицию

577 0

Россия, не раз критиковавшая международное вмешательство во внутренние дела других стран, в отношении Ливии заняла двоякую позициюСМИ: Россия заняла странную, но выгодную позицию по Ливии. Москва присоединилась к первой резолюции Совбеза ООН — о санкциях к режиму Каддафи, но президент Медведев заявил о нежелательности военного вторжения. Резолюцию Совбеза номер 1973, разрешившую использовать все необходимое, в том числе и силу, для защиты мирных граждан, Москва не поддержала. При этом Россия не воспользовалась возможностью сорвать принятие резолюции — не стала применять право вето.

Вместе с тем с начала военной операции риторика Москвы ужесточилась. В субботу МИД РФ назвал резолюцию Совбеза поспешной. В воскресенье, когда стало известно о гибели мирных граждан, МИД призвал немедленно остановить военные действия.

По данным газеты «Коммерсант», в Москве обсуждалось несколько вариантов действий в условиях, когда Запад активно готовился к военному вмешательству в Ливии. Медведев в какой-то момент даже склонялся к тому, чтобы поддержать резолюцию Совбеза ООН номер 1973. В МИД РФ же рассуждали о целесообразности применить право вето и заблокировать резолюцию. В итоге был достигнут компромисс и принято решение воздержаться.

В Кремле, впрочем, подобные разночтения отрицают. «Наша позиция была последовательной с самого начала и остается такой и сейчас. Мы осуждали и осуждаем то, что творит Каддафи в отношении мирного населения. И на этот счет разночтений с Западом нет, — заявила газете пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова. — Политика Каддафи противоречит всем мыслимым международным нормам, и именно поэтому мы поддержали режим санкций против Ливии и семьи полковника».

Эта позиция, очевидно, и стала определяющей при принятии российскими властями решения не накладывать вето на резолюцию номер 1973. Правда, поддерживать документ Москва также не стала, поскольку была против того сценария, который сейчас реализуется в Ливии. «С одной стороны, наша оценка ливийского режима не менялась. А с другой — мы не приветствуем силовые механизмы решения проблемы, — разъяснил позицию РФ источник газеты в администрации российского президента. — У нас и у Германии, которая также оказалась в числе воздержавшихся, возникли вопросы. К чему должна привести операция и что будет дальше? Что там за оппозиция в Ливии, за которую сейчас вступились западные страны? Ответов на них ни мы, ни немцы не услышали».

Напомним, что всего за несколько часов до голосования в ООН Россия уволила своего посла в Ливии Владимира Чамова, который до последнего держал сторону Каддафи. По данным СМИ, посла отставили, поскольку «он неадекватно представлял себе интересы России в ливийском конфликте». Как разъяснил источник, близкий к МИДу, он взял на себя обязательство представлять интересы Ливии в России, тогда как должен был делать прямо противоположное.

Как отмечает «Коммерсант», тактика, избранная Москвой, позволяет ей извлечь из ситуации вокруг Ливии дивиденды. С одной стороны, ливийский кризис позволил Москве не только не испортить, но и укрепить отношения с Западом. Кроме того, не став препятствовать свержению диктатора, Россия вправе рассчитывать на благодарность со стороны правительства, которое придет к власти в Ливии после вероятного падения Каддафи. Москва не хочет лишиться многомиллиардных контрактов, которые госкомпании «Рособоронэкспорт», «Газпром» и РЖД подписывали с Триполи при полковнике.

По мнению источника «Ведомостей», близкого к администрации президента, Россия понимает, что если Запад увязнет в этой войне, то она выиграет дважды: вырастут не только цены на нефть, но и авторитет России среди арабских государств. Обычно Россия всегда выступала против вмешательства, ее решение по резолюции — свидетельство перемен, считает главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов: политика России становится не прозападной, а менее глобальной, напоминает китайский подход — если что-то не касается нас напрямую, не обязательно вообще иметь позицию.

Напомним, на прошлой неделе Совет безопасности ООН принял резолюцию, которая предусматривает возможность проведения иностранной военной операции для защиты населения Ливии от войск лидера страны Муаммара Каддафи. Международная коалиция, в которую вошли США, Британия, Франция, Италия, Канада и другие страны, в ночь на воскресенье начала операцию «Одиссея. Рассвет». Французские ВВС нанесли удары по бронетехнике сил Каддафи близ Бенгази — главного оплота ливийской оппозиции. В воскресенье ВВС США и Великобритании также нанесли удары по Ливии. Норвегия и Дания заявили о переброске своих самолетов на базы в Италии.

Ливийские СМИ заявили о гибели 64 человек, более 150 человек получили ранения. Пентагон не подтверждает заявления властей Ливии о том, что в результате атак коалиционных сил погибли мирные жители. Силы коалиции уже выпустили по объектам ПВО Ливии 124 крылатых ракет. По информации ливийских официальных СМИ, коалиция нанесла удары по гражданским объектам в крупных городах, в том числе Триполи, Зуваре, нефтехранилищам в районе Мисраты, в результате чего там вспыхнули пожары.

В воскресенье командование ливийской армии отдало приказ всем подразделениям о немедленном прекращении огня. Однако в Вашингтоне заявили о том, что приказ был немедленно нарушен войсками Каддафи, и коалиция продолжила наносить удары по целям в Ливии.

В пятницу власти Ливии уже объявляли о прекращении всех боевых действий против повстанцев в ответ на принятие СБ ООН резолюции, предусматривающей возможность проведения военной операции против режима Каддафи. Позже глава МИД Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что власти Ливии нарушили это обещание и сделали международную операцию неизбежной.

Муаммар Каддафи не только не сдается, но и обещает затяжную войну. «Ливия превратилась в адский огонь для агрессоров, и Запад падет, как пали Гитлер и Муссолини, — заявил он в обращении к нации. — Мы вооружаем ливийский народ всеми видами вооружений — арсеналы уже открыты, мы продолжим борьбу, и враг будет повержен. Мы освободим нашу территорию от агрессора».

Генсек Лиги арабских государств Амр Муса, который еще недавно поддержал ввод запретной для полетов зоны над Ливией, осудил военную операцию международной коалиции. Накануне вечером западная авиация возобновила налеты на столицу, Триполи сотрясли несколько мощных взрывов. Зенитные батареи ливийских ПВО вели интенсивный обстрел целей в небе над городом. В столице Ливии Триполи в результате обстрела ВВС международной коалиции полностью разрушено административное здание на территории резиденции Муаммара Каддафи, служившее центром командования войск ливийского лидера.

«Ливийский прецедент»: на очереди — еще ряд диктатур

В ситуации с Ливией, как и в случае с Ираком, возникает проблема международного права. Принципы неприменения силы, невмешательства во внутренние дела суверенных государств, заложенные в Уставе ООН, не допускают военного вмешательства извне во внутренние конфликты. Приоритетность политического урегулирования в принципе принимается международным сообществом.

А военные шаги допускаются в чрезвычайных ситуациях как крайняя мера с санкции СБ ООН после всех переговорных и иных мирных средств воздействия. Но все ли они в данном случае были исчерпаны — на этот счет выражается немало сомнений. Германия, например, считает, что надо было бы применить еще более жесткие санкции к режиму Кадаффи, заблокировав ему экспорт нефти, отмечает «Независимая газета».

В порядке возможных последствий резолюции СБ ООН может стать вопрос о целом ряде так называемых гуманитарных интервенций. Взять хотя бы Кот-д\’Ивуар (Берег Слоновой Кости). Гражданская война идет в бывшей колонии Франции, а ныне независимой стране Западной Африки, уже много месяцев. Гибнут мирные люди, а беженцев 450 тысяч — намного больше, чем в Ливии. В Йемене и Бахрейне тоже есть сотни убитых и раненых при подавлении массовых демонстраций. Список стран — членов ООН, где оппозиция подвергается жестокости, легко продолжить, пишет издание.

Допустим требование «прекратить огонь и покончить с нападениями на гражданское население и актами насилия», адресованное Каддафи, отражает принципиальную гуманитарную позицию членов ООН, как голосовавших за резолюцию СБ, так и воздержавшихся, но допустивших ее прохождение. Тогда по логике ливийского сценария международному сообществу следует предъявить ультиматумы еще ряду диктатур, не менее безжалостно обращающихся с населением своих стран и требованиями свободы.

Между тем именно взвешенные, пусть даже длительные политические усилия и переговоры могут давать надежду на конечную развязку узлов критических ситуаций — особенно во взрывоопасных регионах, — полагает газета.

Комментарии
comments powered by HyperComments