Такие поправки в закон о сельхозстраховании подготовил Минсельхоз. Страховка превратится в налог, сетуют крестьяне: ведь потери редко достигают таких масштабов. Страховщикам законопроект тоже не нравится: риски слишком велики. Минсельхоз подготовил поправки ко второму чтению законопроекта об аграрном страховании с господдержкой, которые серьезно меняют концепцию документа, сообщил в среду на «круглом столе» в Госдуме замминистра сельского хозяйства Сергей Королев. «Разработчики после долгой дискуссии остановились на варианте признания страховым событием для селян 40-процентный недобор урожая.
Если потери хозяйств окажутся меньше этого уровня, издержки лягут на них», – сказал Королев. При этом убытки будут рассчитываться не от фактических, а от планируемых потерь: законопроект вводит понятие сельскохозяйственного планирования. Законопроект также расширяет перечень отраслей агропромышленного комплекса, где будет оказываться господдержка при страховании. Помимо посевов в список войдут многолетние культуры и животноводство. Будет страховаться риск вынужденного забоя поголовья скота. Однако пока в документе не говорится об уровне, при котором для животноводов будет наступать страховой случай.
Активнее внедрять в стране страхование от сельскохозяйственных рисков в августе прошлого года потребовал президент Дмитрий Медведев Пожары и засуха летом 2010 года погубили в России посевы на 13 млн га, 17% от общей посевной площади в стране, пострадали 22 тысячи хозяйств. Ущерб российского аграрно-промышленного комплекса от засухи превысил 39 млрд рублей. Поддержку хозяйствам пришлось оказывать государству. «Несмотря на то, что государство дает субсидии на оформление необходимых документов, у нас застрахована только пятая часть посевов», – посетовал президент.
К зиме Минсельхоз подготовил законопроект «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой». Согласно ему, сельскохозяйственные культуры и насаждения защищаются от засухи, суховея, заморозков, вымерзания, градобития, пыльных и песчаных бурь и от других рисков. Животноводы, приобретя полисы аграрного страхования, защищают свое поголовье от инфекционных заболеваний, стихийных бедствий и даже от перебоев в подаче электроэнергии.
Государство берет на себя оплату половины стоимости страхового полиса. Полис будет вступать в силу после того, как свои 50-процентов уплатило аграрное хозяйство. При этом Минсельхоз предупредил, что не купив такого полиса, сельхозпроизводитель не сможет рассчитывать на другие виды господдержки: помощи на закупку семян, ГСМ, льгот по кредитам.
Это делает страхование фактически обязательным для аграриев, отмечают эксперты. «Хотя ни одной стране мира, которая добилась успехов в сельском хозяйстве, нет обязательного страхования», – говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. А франшиза в размере 40% лишает страхование вообще всякого смысла.
«За последние годы подавляющее большинство хозяйств на территории не сталкивались с недобором урожая на уровне 40%. Это означает, что для крестьянских хозяйств данный закон не актуален и будет восприниматься ими как налог», – заявил на «круглом столе» председатель объединения крестьянских хозяйств Иркутской области Дмитрий Худаков. А в регионах с высоким уровнем рисков страховщики будут взвинчивать и без того немалые ставки по страхованию, опасается он.
Сейчас тарифы на страхование от сельхозрисков составляют от 3% до 10% от стоимости будущего урожая. Для сравнения: тариф при страховании имущества предприятий составляет 0,1–0,5%. Такую разницу страховщики объясняют высоким риском гибели урожая, а также низкой культурой производства в хозяйствах. По оценкам экспертов, при страховании с господдержкой ставки могут подняться до 6–7%.
«Губительным для страховщика новый законопроект не будет, – успокаивает руководитель направления сельскохозяйственного страхования ОАО «АльфаСтрахование» Евгений Храбсков. – Страховщик просто не будет участвовать в таком страховании». По его мнению, необходимо «определить актуальные риски для каждого региона и сельскохозяйственной культуры, чтобы исключить из страхового покрытия необоснованную финансовую нагрузку»