Поиск

Музей изобразительных искусств имени Пушкина отмечает свой столетний юбилей

1350 0

Музей изобразительных искусств имени Пушкина отмечает свой столетний юбилей масштабной выставкой. На два месяца в его залы переезжают шедевры из Лувра и Орсэ, Британского музея и галереи Тейт, мадридского Прадо. «Завтрак на траве» Эдуарда Мане в постоянной экспозиции… ГМИИ имени Пушкина! Такое возможно только в «Воображаемом музее». Эта выставка – одно из главных мероприятий, которыми собрание отмечает свой 100-летний юбилей. На самом деле, представленный в экспозиции «Завтрак на траве» — не тот хрестоматийный, который хранится во французском Музее Д’Орсэ. Эту картину предоставила лондонская галерея Курто. Старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексей Петухов пояснил, что есть несколько вариантов этой картины. «Есть большой «Завтрак на траве», он действительно один из основных шедевров музея Орсэ. Но музей Орсэ поделился с нами другими работами, а эта картина – авторское повторение», — рассказал он.

Ирина Антонова говорит, что это «выставка-праздник». В экспозиции «Воображаемого музея» представлено то, чего в музее Пушкинском, да и в самой Москве, не было никогда. Это 46 экспонатов из 27 лучших коллекций мира: Дюрер, Гольбейн Младший, Эль Греко, Модильяни. Можно вообразить, что они всегда были на Волхонке, даже висят работы каждая в соответствующем зале. Так, «Конный портрет принца Балтасара Карлоса» кисти Веласкеса из мадридского Прадо – среди испанского искусства XVII века, «Извлечение камня глупости» Босха из той же коллекции дополняет старых мастеров.

Картина «Адам и Ева» Густава Климта из венской галереи Бельведер удачно вписалась в экспозицию XX века, а золотую лиру из гробницы возрастом 4,5 тысячи лет — сокровище Британского музея – поместили в зал Древнего Востока. Старший научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина Борис Перлов расскащзал: «Пришло сообщение, что коллеги из Британского музея отправляют нам один из главных шедевров шумерского искусства – большую золотую лиру царицы Пуаби».

«Гостей» выдает контрастный фон. На серой стене в алом зале итальянского средневековья и Возрождения – «Рождество Марии» кисти Витторе Карпаччо. Картину венецианского художника конца XV века привезли из Академии Каррара в Бергамо. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова поясняет: «Если вы посмотрите вокруг – это картины XIII, XIV века, начало XV века. Тогда еще только-только писали иконы на золотых фонах, без пространства, без объема. Но вот появляется искусство итальянского Ренессанса, и это одна из картин, которая его воплощает. Таких у нас нет».

Изначально «Воображаемый музей» – название работы Андре Мальро, видного французского теоретика искусства и министра культуры в правительстве Шарля Де Голля. И хотя его утопические идеи общедоступного музея на Волхонке трактуют вольно, но говорят, что концепция юбилейной выставки не имеет аналогов в мире.

С одной стороны, ее цель – показать, как вписывается коллекция ГМИИ в мировую художественную культуру. С другой, чего не скрывает Ирина Антонова, — это уловка. Ведь лучший подарок, который посетитель может сделать музею — еще раз обойти все залы и этажи главного здания и Галереи искусства стран Европы и Америки. А зрителям придется это сделать, иначе все привезенные шедевры не посмотреть.

Комментарии
comments powered by HyperComments