Поиск

«Стратегии-2020» предложит правительству отменить экспортную пошлину на нефть

750 0

«Стратегии-2020» предложит правительству отменить экспортную пошлину на нефтьСоавторы правительственной «Стратегии-2020» обсудили радикальный сценарий – отмену экспортной пошлины на нефть, одного из основных источников дохода государства. Это необходимо для вступления в ВТО и модернизации нефтяной отрасли, но чревато срывом социальных программ и скачком цен на бензин на 20%. Возможную отмену экспортной пошлины на нефть и ее последствия для бюджета России рассматривали в среду члены рабочей группы, соавторы новой редакции правительственной «Стратегии-2020». Необходимость обсуждения этой темы Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) объяснил подготовкой к вступлению России в Всемирную торговую организацию.

«Экспортных пошлин на нефть нет ни в одной стране, так что нам все равно придется ее отменять», – считает Белоусов. В рамках анализа дополнительно рассматривается сценарий параллельной отмены пошлин на экспорт газа и металлов. Отмена пошлины – это изъятие из бюджета огромных сумм, такая перспектива ставит под угрозу выполнение социальных обязательств правительства, предупреждает ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Академии народного хозяйства при правительстве Сергей Дробышевский. В первом квартале 2011 года доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета превысила 47%. Нефтегазовые доходы бюджета в январе-марте – 1,13 трлн рублей, ненефтегазовые — 1,26 трлн рублей.

Экспортная пошлина на нефть (в мае – $453,7 за 1 тонну) – это не только инструмент изъятия природной ренты, но и дополнительное налоговое обременение нефтяных компаний, замечает ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Сергей Синельников-Мурылев. «Нефтяникам сейчас невыгодно глубоко перерабатывать нефть, выгоднее гнать за рубеж мазут и тяжелые фракции», – говорит эксперт. Отмена экспортной пошлины на нефть, по подсчетам Синельникова-Мурылева, снизит наполняемость бюджета на 3,8% ВВП. Другая проблема – отмена пошлины приведет к выравниванию цен на нефть на внутреннем и внешнем рынке, то есть нефть в России подорожает, что приведет к росту стоимости бензина.

«Мы не уверены, что экономика России выдержит повышение внутренних цен на нефть и бензин», – резюмировал Синельников-Мурылев, не назвав возможных источников пополнения бюджета. По версии Дробышевского, компенсация выпадающих доходов государства возможна за счет перераспределения налоговой нагрузки. «На величину отменяемой пошлины может возрасти налог на добычу полезных ископаемых. Он может быть модернизирован или заменен новым налогом», – говорит эксперт.

Институт Гайдара просчитал три сценария отмены пошлины. Первый вариант предполагает отмену экспортной пошлины и полную изоляцию внутреннего рынка нефтепродуктов от внешнего. «Это самый бесперспективный вариант, потому что вслед за пошлиной придется отменять акцизы на бензин. В противном случае, бензин вырастет в цене относительно нынешней на 20% для населения и еще больше – для юридических лиц», – сообщил Георгий Идрисов, завлабораторией отраслевых рынков Института Гайдара.

Второй вариант – частичный допуск западных нефтеперерабатывающих компаний в Россию, создание конкурентной среды. «Это возможно, так как цены мировые и российские сравняются. Тогда бензин вырастет в цене для населения не более, чем на 11%, а для компаний – на 20%», – подсчитал Идрисов. При третьем сценарии – полностью открытый рынок нефтепродуктов — стоимость бензина вырастет после отмены экспортной пошлины примерно на 8–9%, для компаний – на 20–25%. «Если отменять пошлину безболезненно для экономики и граждан, потребуется 12 лет. Проблема в том, что сложно учесть риски, которые могут возникнуть за этот срок – с двумя политическими циклами», – уточнил Идрисов. Политические риски неизбежны, подтверждает Юрий Бобылев из Института Гайдара, напоминая, что «замораживание цен на бензин на внутреннем рынке в начале года привели к дефициту».

«Отмена экспортной пошлины – это принуждение к модернизации нефтяной и газовой отраслей, отмену можно провести поэтапно в течение 10 лет», – считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Но даже поэтапная отмена экспортной пошлины – это дополнительная нагрузка на бизнес из-за роста цен на бензин. «Для того, чтобы компенсировать бизнесу потери придется снижать страховые взносы не на 26%, а на 22–24%, убрать акцизы на бензин, а также частично отказываться (в федеральной части) от налога на прибыль», – считает Дробышевский. Но это угрожает срывом выполнения социальных программ, в частности сбоями в работе пенсионной системы. «Предположим, страховые взносы будут снижены на 22–24%, но тогда бюджет Пенсионного фонда потеряет 2–2,5% ВВП. За счет чего их компенсировать?» – недоумевает эксперт.

Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко сомневается в сомневается в целесообразности отмены экспортной пошлины. «Почему вы решили, что нефтеперерабатывающие заводы будут заинтересованы проводить глубокую переработку нефти после отмены экспортной пошлины на нефть? Допуск западных компаний на российский рынок не создаст конкурентную среду и не приведет к снижению стоимости бензина. В Европе НПЗ строят в радиусе не дальше 1000 км от крупных потребителей.

Никакая компания из Финляндии не повезет бензин на Урал, даже до Москвы не выгодно везти, слишком длинное логистическое плечо», – считает Алексашенко. По его мнению, конкурентную среду можно создать только при условии, что в России появятся сотни малых нефтяных компаний. «В США 60% нефти добывают мелкие компании», – добавил Алексашенко.

Комментарии
comments powered by HyperComments