Поиск

Минпромторг хочет «зашить» радиочастотные метки в номера автомобилей

707 0

Минпромторг хочет «зашить» радиочастотные метки в номера автомобилейРоссийским автомобилям хотят «зашить» в номера радиочастотные микрочипы. Это поможет бороться с угонами, облегчит постановку машин на учет, позволит контролировать движение общественного и спецтранспорта и отслеживать перемещение опасных и ценных грузов, рассказали в минпромторге. Подготовить свои предложения по внедрению новой технологии минпромторг, минкомсвязь и МВД должны уже к ноябрю этого года. А оснащать номерные знаки специальными метками можно будет буквально через полгода после того, как будут приняты изменения в законодательство, уверяют в минпромторге. В таком случае вскоре инспекторам ДПС не придется останавливать для проверки документов автомобили с такими чипами. Ведь они позволят снимать информацию об автомобиле на расстоянии.

Получить новые чипованные номера большая часть российского автопарка сможет за пять лет, прогнозирует исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов. Со временем технологиями будущего научатся пользоваться владельцы заправок, операторы платных дорог. В ведомстве планируют также использовать новую технологию для оценки интенсивности городского трафика, управления транспортными потоками. А уже в ближайшем будущем оснащение номерных знаков радиометками позволит исключить ошибки в распознавании автомобилей при определении скоростного режима в сложных погодных условиях, облегчит снятие и постановку транспортных средств на учет и оформление страховых процедур, рассказывают в минпромторге.

Ведь по сути дела речь идет о том, что на чипе будет продублирована та информация, которая содержится в паспорте транспортного средства (ПТС). Радиочастотный микрочип, или так называемый RFID-чип в номере, является «электронным паспортом» автомобиля, уточняет собеседник из министерства. Впрочем, скорее всего, для владельцев авто со старыми номерами, по крайней мере в ближайшее время после введения новации, ничего не изменится. А вот новые номера уже будут «чипованными».

При этом одним из условий внедрения такой системы будет «несущественное изменение стоимости номерного знака», поясняют в минпромторге. Если речь будет идти о массовом производстве номеров с чипом, то для автовладельцев расходы действительно сильно не вырастут, соглашается Сергей Удалов. С учетом того, что активный парк автомобилей у нас сейчас порядка 30 миллионов, можно предположить, что такой чип прибавит к стоимости номера около 100 рублей, предполагает он.

Правда, пока не решен вопрос с финансированием программы, которое потребуется, например, на оборудование постов ГИБДД считывающими устройствами, признают в минпромторге. Какими могут быть такие расходы и в министерстве, и независимые эксперты предположить затрудняются. Но понятно, что лишних денег в бюджете нет. Впрочем, рассматриваются разные варианты, вплоть до привлечения частных инвесторов, рассуждают в минпромторге. Эксперты также предполагают, что такая схема может быть интересна, например, операторам платных дорог или АЗС.

Микрочипы будут российского производства. «Разработка основана на базе отечественной научной школы академика Гуляева и успешно апробирована в опытных образцах для контроля перевозки спецгрузов. Производство номерных знаков с такими RFID-чипами уже отработано с изготовителем знаков. Остаются чисто организационные моменты, связанные с учетом номеров, организации инфраструктуры на дорогах, создания центров обработки информации и интеграции идентификационной информации в существующие Государственные информационные системы», — рассказывают в минпромторге.

Перевод документов с бумажных носителей на электронные — неизбежный процесс, который затрагивает в том числе и автомобилистов, считает заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. В этом направлении движется весь мир, и нашей стране от этого никуда не деться. «Такие устройства давно существуют. Они называются транспондерами. Так что идея эта не нова. Вживление чипа в номер — это просто следующий шаг. Применение этих чипов может быть самым широким. Например, едет машина — сотрудник ГИБДД уже знает, кто за рулем, откуда едет и так далее. Можно и за неправильную парковку штрафовать. Скажем, на инвалидном месте. В перспективе такие чипы могут упростить обслуживание автомобилистов на дороге», — рассуждает эксперт.

Больших проблем с внедрением системы возникнуть не должно, полагает Сергей Удалов. «Думаю, здесь вопрос в подходе, — говорит он. — Если сначала организовать все в тестовом режиме, отладить систему, не вводя ограничительных мер, то на этапе массового запуска проблем будет не так много. Без них, конечно, не обойтись. С тем же сайтом госуслуг поначалу были сложности. До сих пор есть сбои при оплате штрафов ГИБДД. Но чем дальше, тем меньше проблем остается. Но начинать когда-то надо. В конечном счете это сократит затраты денег и времени на большое количество процедур, связанных с автотранспортом. В том числе может упроститься регистрация и перерегистрация».

В Татарстане ввели штрих-код для учеников автошкол, который поможет полностью исключить взяточничество, а также ускорит процесс сдачи экзаменов и позволит собрать досье на будущего водителя, автошколу и даже тех инструкторов, которые обучали курсанта. Оборудование почти ничем не отличается от того, что мы ежедневно видим на кассе каждого супермаркета. Только штрих-код присваивается не товару, а конкретному человеку. И доступ к данным курсанта имеет ограниченный круг лиц. Инспектор, принимающий экзамены, в их число как раз не входит.

Во время презентации нового проекта журналистов пригласили на сдачу экзаменов. Курсантов запустили в кабинет группой из 20 человек. 20 вопросов и 20 минут на ответы. Одна стена в кабинете, где сдают теоретический экзамен, сделана из стекла, чтобы любой человек, находящийся в коридоре, мог отследить, помогает ли инспектор отвечать на вопросы и пользуются ли ученики шпаргалками. Кроме того, за действиями инспектора следит видеокамера.

Новая схема сдачи экзамена со штрих-кодом довольно проста. Перед испытаниями каждая автошкола оформляет бланк заявления на курсанта, куда вносит данные о кандидате, периоде его обучения и преподавателях. Каждый такой документ сопровождает штрих-код. На сдачу экзамена курсант приходит с заполненным бланком, проводит его через сканер, установленный у компьютера, и получает персональный билет с набором из 20 вопросов, сформированных по случайному выбору чисел.

Инспектор, принимающий экзамен, не видит на своем мониторе, какие вопросы достались курсанту, он может только контролировать время, отведенное на испытание, чтобы в случае перебора показать кандидату в водители на дверь. Кроме того, программа позволила ученикам выбирать вопросы, на которые можно ответить в первую очередь, чтобы кандидат смог начать с самых легких. По окончании экзамена в компьютер инспектора поступает лишь информация о том, ответил курсант на вопросы или нет. До сих пор оформлением бумаг занимались непосредственно в ГИБДД. Да и отследить билет каждого курсанта инспекторам не составляло труда. Сейчас это табу.

Разработкой программы занимались казанские айтишники. По словам Виктора Дьячкова, директора компании, создавшей штрих-код, они применили военные технологии. Итоговые сведения будут храниться на сервере, недоступном для людей, допущенных к приему экзаменов, чтобы избежать утечки информации. Кроме того, всегда можно проверить, как сдал экзамен тот или иной ученик. Более того, как рассказал глава УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, с помощью данных на курсантов они смогут отследить их дальнейшую судьбу — сколько штрафов получили, сколько раз попали в аварию. А уже из этих сведений будет складываться рейтинг автошкол.

Что касается практического экзамена, то и здесь ГИБДД подстраховалась. В каждой машине, в которой кандидат сдает «площадку» и «город», установлены два видеорегистратора. Один направлен на дорогу, другой — в салон. Видео с регистраторов инспектора обязаны сдавать на проверку. Кроме того, глава Госавтоинспекции региона предложил, чтобы в машине во время сдачи практического экзамена вместе с кандидатами в водители и инспекторами находился представитель Федерации автошкол Татарстана, который бы выступал в качестве независимого эксперта.

Комментарии
comments powered by HyperComments