Вокруг топливно-заправочной компании (ТЗК) «Аэрофьюэлз» набирает силу скандал, проливающий свет на редко афишируемую сторону обеспечения безопасности полетов в российских аэропортах. Бизнес ТЗК — заправка самолетов «в крыло». И именно здесь в последнее время вскрываются нарушения, которые могут стоить жизни многим авиапассажирам, пишет портал EnergyLand. Как заправляют авиалайнеры видел каждый, кто когда либо летал, потому что керосин действительно заливают с автоцистерн в расположенные в крыльях баки. И хотя от качества топлива зависит жизнь пассажиров, а от его цены — стоимость билетов, мало кто задумывается о том, как на самом деле выглядит торговля авиакеросином. Как правило, заправкой занимаются не аэропорты и авиакомпании, а специализированные ТЗК. Для доставки авиатоплива до аэропортовых хранилищ используется железнодорожный и автомобильный транспорт. Есть и исключения.
Например, при поставках топлива в аэропорты Московского авиаузла используется трубопровод «Транснефтепродукта», соединяющий все три аэропорта Москвы, Рязанский и Московский НПЗ. «Такой способ доставки топлива имеет определенные преимущества, — говорил заместитель генерального директора по коммерции «РН-Аэро» Кирилл Молоденков. — Немаловажным фактором является и контроль качества, поскольку при трубных поставках в разы снижается возможность вмешательства и нарушения качества».
Здесь речь идет о целом ряде «факторов надежности». Например, гарантированная чистота керосина, его компонентный состав. Достичь этого в аэропортовых нефтехранилищах не всегда просто, потому что испарение в частично пустых резервуарах трудно контролировать, а разные фракции топлива имеют разную летучесть. К тому же на нефтебазах смешивается топливо разных поставщиков и, в отличии от трубопровода, контроль качества лежит на самой ТЗК.
Такие «керосиновые» нефтепродуктопроводы, кроме московских аэропортов, доставляют топливо в петербургский «Пулково». Иногда конкуренция толкает ТЗК на демпинг, но желание хорошо заработать никуда не девается. Самый же простой способ снизить расходы на продаваемое топливо — снижать стандарты хранения, а иногда и просто его «бадяжить». Со слов Кирилла Молоденкова понятно, что сделать это при наливе керосина непосредственно в автоцистерны-заправщики в трубопроводных пунктах налива практически невозможно.
Но оказывается, контроль можно обойти — для этого надо получить возможность складировать керосин на своей нефтебазе. Этот мотив, похоже, стоит за недавним скандалом вокруг поставок топлива в «Пулково».
На днях одна из работающих в этом аэропорту ТЗК — «Шелл и Аэрофьюэлз» (совместное предприятие Shell и группы компаний «Аэрофьюэлз»), через местную антимонопольную службу добилась права заключить договор на налив топлива в особом порядке — не имея договоров на поставку топлива. То есть, «Аэрофьюэлз» заправляет самолеты в «Пулково», а керосин берет на своей нефтебазе. Но керосин туда попадает не из трубопровода, ТЗК не может представить договоры на покупку топлива.
В частности, с ближайшим НПЗ «Кинеф» компании «Сургутнефтегаз». Говоря проще, происхождение керосина у «Аэрофьюэлз» в «Пулково» неизвестно. Кроме того, Санкт-Петербургская транспортная прокуратура заподозрила «Шелл и Аэрофьюэлз» в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
Т.е. своего топлива у компании нет. Где производит непонятно, зато везде участвует в сомнительных продажах. Возникает резонный вопрос — зачем вообще не последней американской компании это нужно? Репутация дороже. Может, для получения информации? Иначе как им это разрешает Госдеп, многие пенсионеры которого по окончании основной работы уходят в Shell.
Это далеко не единственный случай, когда «Аэрофьюэлз» оказывается замешана в сомнительных схемах поставок авиакеросина. В январе Арбитражный суд Новосибирской области потребовал от «Аэрофьюэлз» снести самовольные постройки — сливную железнодорожную эстакаду и железнодорожный путь необщего пользования.
Эти объекты были частью топливозаправочного комплекса компании в новосибирском аэропорту «Толмачево» и могли создавать угрозу безопасности полетов воздушных судов. В декабре 2013 года этот же суд вынес решение о сносе семи самовольно построенных объектов «Аэрофьюэлз» возле новосибирского аэропорта, в том числе резервуаров для топлива, насосной станции ГСМ и склада ГСМ. В конце мая входящая в группу «Аэрофьюэлз» компания «Аэрофьюэлз Камчатка» в аэропорту Южно-Сахалинска, проработав там всего два месяца, перестала заправлять самолеты. Это едва не привело к остановке всего авиасообщения с островом.
В декабре 2011 года ООО «Аэрофьюэлз Улан-Удэ» ловили на контрабанде топлива. В «Пулково» в июне 2013 года «Ростехнадзор» обнаружил у работающего здесь СП «Аэрофьюэлз» и американской Shell нарушения требований пожарной безопасности, отсутствие лицензий, допусков и аттестации работников. В марте 2012 года прокуратура уличила «Аэрофьюэлз-Курган» (топливозаправщик в аэропорту Кургана) в использовании некачественного топлива. В том числе ТЗК «забыла» оснастить свое топливохранилище в аэропорту защитой от механических примесей вроде песка и металлической стружки.
Понятно, что с такой деловой репутацией последний скандал в «Пулково» действительно выглядит как попытка вывести поставки керосина в тень. Зачем это нужно? Чтобы получить возможность демпинговать. На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге 18 июня Ростуризм и «Аэрофьюэлз» подписали меморандум о том, что ТЗК, «в течение последних 20 лет успешно работающая в области авиатопливообеспечения в более, чем 20 аэропортах по всей России от Санкт-Петербурга до Петропавловска-Камчатского, готова предоставлять авиакомпаниям скидки до 15% на заправки внутренних рейсов, которые выполняются по туристическим направлениям».
Но ведь за два месяца до этого авиакомпании жаловались в ФАС на неоправданно высокие цены авиакеросина, в частности, у «Аэрофьюэлз» в тех самых аэропортах по всей России. Речь шла о росте цен за месяц свыше 10-15%. Напомним, что российский рубль в это время укреплялся, что полностью компенсировало небольшое подорожание нефти и должно было привести к удешевлению топлива.
Так что по сути, «Шелл и Аэрофьюэлз» лишь приводит цены к нормальному уровню. Но судя по новой схеме поставок авиакеросина в «Пулково», ТЗК уже нашла, на чем сэкономить на этот раз. Остается надеяться, что никто из пассажиров не заплатит за это жизнью.