Благодаря усилиям экологов, политиков и просто обыкновенных людей, заинтересованных в новинках, стремительно увеличивается выбор видов топлива для автомобилей. Если лет тридцать назад выбор заключался между бензином, дизельным топливом и природным газом, то сейчас в некоторых странах стало возможным эксплуатировать автомобиль, например, полностью электрический.
В нынешнем высокотехнологичном веке в той или иной степени распространены вот такие двигатели автомобилей и виды топлива, на которых они работают:
• Традиционный бензиновый
• Традиционный дизельный
• На газе пропан-бутан
• На газе метан
• На спирте
• На биодизеле
• Электрический
• Гибридный
• Водородный
• На дровах
Традиционный бензиновый: Подавляющее большинство легкового транспорта в мире работает на бензине. Конечно, прогресс не стоит на месте и в области традиционных видов топлива, поэтому по сравнению с десятилетиями назад бензиновые автомобили стали намного экологичнее и при сопоставимых характеристиках расходуют гораздо меньше топлива. Бензиновые автомобили распространены, в основном, в США, Японии, странах Азии, России.
Традиционный дизельный: Большинство коммерческого транспорта работает на дизельном топливе (в просторечии «на солярке»). Так как дизельные двигатели обычно дороже и при покупке и в эксплуатации, то выгодны они становятся при больших пробегах, что, свойственно, коммерческому использованию техники, либо если государство субсидирует именно дизельное топливо. По этой причине легковые автомобили на таком топливе очень распространены в Европе, в остальном же мире они присутствуют в большом количестве, но доминируют на коммерческом транспорте.
На газе пропан-бутан: Для работы на газе не требуется разрабатывать полностью новый двигатель. Обычно на газе работают те же самые модели автомобилей, что и на бензине, но на которые установлено газобалонное оборудование. Переоборудование системы питания стоит денег, но цена на пропан-бутан приблизительно вдвое дешевле бензина и такие изменения окупаются примерно за год.
На газе метан: Наряду с пропан-бутановыми газобалонными установками существуют и метановые. Метан дешевле даже пропан-бутана! Недостатком этого вида топлива является сравнительно небольшое число заправочных станций.
На спирте: Двигатель внутреннего сгорания после некоторой переделки может работать на спирте. Как правило, используется либо этиловый спирт, либо смесь спиртов с доминированием этилового, либо смесь этилового спирта и бензина. Наибольшее распространение такой вид топлива получил в Южной Америке. В остальном мире не прижился. Во времена дорогой нефти спирт как вид топлива постепенно распространялся, но с падением цены на нефть использовать его стало не настолько выгодно.
На биодизеле: Дизельное топливо, созданное не из нефти, а, к примеру, из отработанного подсолнечного масла. Или из древесных отходов. Такой вид топлива пока мало распространен и встречается локально в некоторых местах скорее как экспериментальный.
Электрический: Электромобили, такие как Тесла, в последнее время стали активно отвоевывать пространство и рынок у бензиновых. Однако они дороги. Вторым их недостатком является малый запас хода и длительная зарядка. Они тяжелее из-за батарей. Плюсом является экологичность.
Гибридный: Когда на автомобиле установлено несколько силовых установок (например, одна электрическая и одна бензиновая, или другие более сложные схемы), такой автомобиль называют гибридным. Он сочетает в себе плюсы как бензиновых, так и электрических автомобилей. Наиболее известным примером является Тойота-Приус.
Водородный: Скорее экспериментальный вид топлива. Основным ступором в распространении является дороговизна получения водорода и отсутствие сети соответствующих заправок.
На дровах: Если оборудовать автомобиль установкой, которая преобразует сгорающие дрова в горючий газ, на дровах можно кое-как ехать. Такие автомобили использовались в военное время в СССР и в Германии, а сейчас их можно встретить разве что в Северной Корее.