На Волге стартовала подводная экспедиция «Великие реки России». Дайверы из разных регионов исследуют дно у подножья Жигулёвских гор. И ищут ответы на многие исторические загадки. Например, есть гипотеза, что именно в тех местах проходили водные торговые пути. А старинные корабли и содержимое их трюмов способны рассказать о многом. Это первая в России экспедиция, когда речные глубины для исследователей — словно открытый лист. Именно так называется документ, дающий право на проведение подобных научных экспериментов. Прежде, чем идти на дно, акваторию изучают гидроакустическим аппаратом, он показывает все, что таят в себе речные глубины. Одна из теней на поверку оказывается окаменелостью. Прежде чем поднять её на поверхность, находку документируют прямо на дне. Затем подъем — и вот в лодке уже лежит камень, хранящий в себе отчетливый отпечаток жизни. «Это, наверное, в лаве погибло животное какое-то», — говорит один из водолазов.
Проект «Великие реки России», придуманный тульским профессором-дайвером, должен ответить на множество вопросов, которыми до сих пор только задавались. К примеру, чтобы построить ГЭС и дать стране миллионы киловатт электроэнергии, пришлось затопить целый город, Ставрополь-на-Волге. Произошло это более полувека назад, но «современная Атлантида» до сих пор толком не изучена.
Хотя под водой немало интересных свидетельств истории. Например, в качестве музейных экспонатов в стране крайне не хватает кораблей и лодок: найти их непросто, но еще сложнее поднять и законсервировать. К тому же, до сих пор не найдена столица хазарского каганата. Никто, впрочем, не берется утверждать, что она именно под водой, но все может быть.
«Таких городов, более мелких, очень много, — говорит директор Центра подводных исследований Тульского государственного педагогического университета имени Льва Толстого Дмитрий Поспелов. — Какие-то поселения, ярмарки, гидротехнические сооружения. Это то, что дает нам представление о нашем прошлом, о нашей истории. Ведь все складывается по крупинкам».
Собирать целую картину прошлого решили на Волге. В летописях эта река чаще других упоминается как судоходная. Но кроме картины Репина про бурлаков документальных свидетельств этого пока маловато. «По историческим данным, в районе горы Стрельная, это ближе к Самаре, был разбойничий пост, вольница, они грабили проходившие суда, по всей видимости, грабили и топили. Не исключено, что мы найдем их большое количество», — говорит координатор проекта Александр Елкин. Найдутся ли старинные трюмы и хранящиеся в них сокровища, пока вопрос. Впрочем, для ученых дорого не столько золото, замытое на дне, сколько сам корабль. Ведь первая же громкая находка сразу привлечет внимание к их работе.