В Москве у здания посольства Греции в Леонтьевском переулке проходит митинг в поддержку заключенного под стражу архимандрита Ефрема — настоятеля Ватопедского монастыря. В российской столице создан международный общественный комитет «Защитим Афон». А накануне к президенту Греции с просьбой освободить настоятеля обратился Патриарх Кирилл. Поддержку архимандриту оказывают и на родине. В афинской тюрьме его посетили иерархи Элладской православной церкви. Ватопед на святой горе Афон ныне сиротствующий монастырь. Пока настоятель архимандрит Ефрем томится в заточении в афинской тюрьме, братия старается жить прежней жизнью.
Не падать духом помогает молитва. За трапезой братия вспоминает Святителя Иоанна Златоуста, также познавшего заточение, и обсуждает новости о здоровье настоятеля, которые ежедневно в монастырь передают адвокаты. «Оружие монаха — это молитва. Вся братия неустанно молится за скорейшее благополучное разрешение этой несправедливости в отношении нашего старца. Здесь на Афоне всех удивляет то пренебрежение не только монашеской рясой, но многими добродетелями архимандрита Ефрема. И как никогда сейчас мы чувствуем единство православного мира, который встал на защиту нашего настоятеля», — говорит отец Адриан.
В этой келье архимандрит Ефрем провел под домашним арестом и полицейской охраной несколько дней, прежде чем апелляционный суд Афин постановил этапировать его в тюрьму. Следствие по делу о неравнозначном обмене монастырских земель идет уже несколько лет. Фигурируют в нем десятки государственных чиновников, но единственным, кто оказался за решеткой, стал настоятель Ватопедского монастыря, который до недавнего времени был и единственным полноправным владельцем угодий, ставших причиной этого громкого скандала.
Имущественные отношения афонских монахов и официальных властей основываются на хрисовулах — особых грамотах, которыми византийские императоры даровали здешней братии право на владение землей. С этого момента начинается история преследования архимандрита Ефрема.
В обмен на вожделенные земли государство тогда отдало монастырю несколько зданий и участков в пределах столицы. Позже выяснилось, что рыночная стоимость намоленных монастырских владений в несколько раз ниже полученной монастырем недвижимости. Ефрема обвинили в мошенничестве. Случайно или нет, но тучи над архимандритом сгустились сразу же после его возращения из России, где Ефрем сопровождал главную святыню монастыря — Пояс Пресвятой Богородицы — сейчас ковчег снова здесь и бережно извлекается во время каждой службы.
Православный мир в недоумении: настоятеля монастыря сажают за решетку, как опасного преступника. Узнав об аресте, российский Фонд Андрея Первозванного направляет на Афон свою миссию. Последние новости делегация узнает от адвоката и передает через него Ефрему письмо со словами поддержки. «Мы даже не желаем комментировать здесь, кто прав, кто не прав. Мы еще раз сфокусировали свое внимание, свой протест против такой меры пресечения. Этот арест и препровождение человека, который не несет никакой угрозы обществу, просто удивляет и логики в нем не просматривается. Мы протестуем против этого чрезмерного акта о его задержании», — заявил Сергей Щеблыгин, президент Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного.
Путь на Афон лежит по воде. Российская миссия успевает попасть в монастырь до того, как зайдет солнце, и двери монастыря закроются для всех до следующего утра. Братья рады гостям и просят их не волноваться, передавая слова настоятеля, который, прежде чем отправиться отсюда в тюрьму, просил их помнить о том, что рано или поздно правда все равно восторжествует.