Поиск

Сегодня в знаменитой «Табакерке» — знаковая премьера

994 0

Сегодня в знаменитой «Табакерке» - знаковая премьераВ театре поставили пьесу, которую столичная публика уже успела позабыть. Вечером на сцене дадут водевиль «Лев Гурыч Синичкин» — некогда один из самых популярных спектаклей. Правда, нынешняя постановка отличается от оригинального текста Дмитрия Ленского. Действие водевиля перенесли во времена НЭПа, а вместо куплетов XIX века звучит джаз. Он достает из кармана раритетный кассетный диктофон. Запись пошла. У Олега Табакова он вместо блокнота — на генеральном прогоне спектакля «Лев Гурыч Синичкин» мастер наговаривает на пленку свои замечания. Постановку в «самом сложном легком жанре», как называют водевиль в «Табакерке», Олег Павлович доверил режиссеру Юрию Еремину. Задачу поставил так, чтобы спустя полтора столетия после премьеры спектакля зритель снова воскликнул: «Ах, водевиль, водевиль!»

«Я — человек легкомысленный и следую советам Грибоедова: «Водевиль — есть вещь, а прочее — все гиль!», — считает Олег Табаков. (Прим. ред. Цитата из «Горе от ума» А.С.Грибоедова, слова Репетилова, «гиль» — вздор, пустяк, ерунда).

История «золушки» Лизы: приехала из провинции вместе с отцом покорять театральную сцену, попалась на глаза режиссеру, в результате интриг заменила местную приму и прославилась. Такой закулисную жизнь начала XIX века изображал русский писатель и переводчик Дмитрий Ленский. Пьесу «Лев Гурыч Синичкин» в 1838 году он перевел с французского. Но не дословно, а под «русским соусом» — в диалогах зашифровал театральные скандалы того времени. Юрий Еремин незамысловатый сюжет сохранил, а героев из «господ» превратил в «товарищей».

«Мы играем водевиль немножко в другое время: условно говоря, во времена НЭПа, когда были уже частные театры, потому что не хотелось делать спектакль на приевшихся водевильных куплетах XIX века», — объясняет свой замысел режиссер Юрий Еремин. Это могли быть и не куплеты вовсе, а песни в стиле рэп, говорит поэт Юрий Энтин. Но не тут-то было: тексты сократили, а его «музыкальное хулиганство» — заставить персонажей в одной из сцен говорить речитативом — режиссер убрал перед последним прогоном. Слова на музыку Варламова, Вертинского и Цфасмана Энтин, говорит, писал, как к детским песням: чтобы смешно, задорно и правдиво.

«Пьесу перечитывал, потому что ее печатали в журнале «Крокодил», и там были немыслимо смешные стихи. И, конечно, я взялся за эту работу с большой радостью и не испугался что это мелодии, стихов-то нельзя было писать, а нужно было сделать так называемую подтекстовку», — рассказывает Юрий Энтин. Впрочем, брать любые ноты для «поющей труппы» «Табакерки» было несложно, другое дело — танцы. Михаил Хомяков, он играет главного героя — Льва Синичкина, говорит: таких па не выделывал давно. «Мне лет много и вес присутствует. Когда в тебе 37 кг, все равно танцевать-то легче, чем когда в тебе 110», — говорит Михаил Хомяков.

Кому вспомнить молодость, а кому сыграть саму себя. Актриса Нина Гусева, хотя интриг против театральных прим не плела, на большой сцене, как и ее героиня, — впервые: школу-студию МХАТ закончила меньше года назад. Замечаний об игре Нины Гусевой на диктофоне Олега Павловича не оказалось. Но и ее как дебютантку Табаков запомнить все-таки попросил.

— Ребята, ну опять приходится вспоминать Пушкина: искусство должно быть немного глуповатым.

Комментарии
comments powered by HyperComments