Российские военные отмечают День специалиста по ядерному обеспечению. Этот профессиональный праздник появился в календаре в 2006 году. В России вопросами хранения и эксплуатации тактических боеприпасов, а также контролем за ядерными испытаниями занимается 12-е Главное управление Минобороны. Сегодня ни один образец военной техники не поступает на вооружение без специальной проверки на безопасность. Ядерные испытания давно запретили, но проблема защиты от смертоносных бомб осталась. В специализированном НИИ Министерства обороны РФ ядерный взрыв научились в буквальном смысле разбирать по частям, и каждый его поражающий фактор изучают отдельно. При любом ядерном взрыве выделяется огромное количество электромагнитных импульсов, которые моделируют с помощью различных установок.
Так, опытный образец истребителя МиГ-29 испытывают сначала в так называемом «холодном» режиме, когда все системы выключены. Потом радиоэлектронику включают и начинают «нагружать» ее, доводя излучение до максимума. В таких экстремальных условиях электронная начинка самолета может выйти из строя: внезапно сработает система катапультирования летчика или ракеты начнут вылетать самопроизвольно. Задача ученых — просчитать все возможные варианты и найти слабые места машин. Ведущий научный сотрудник 12-го Научно-исследовательского института Министерства обороны РФ Павел Сидорюк поясняет: «При нагружении регистрируются как параметры воздействующего поля, так и наводки в цепях, по результатам которых делается заключение о стойкости радиоэлектронной аппаратуры к воздействию электромагнитного импульса».
Через другую установку – гигантскую трубу — прошла практически вся отечественная бронетехника. В закрытом пространстве искусственно создают воздушную ударную волну, взрывая в одной из секций заряд. Старший научный сотрудник 12-го Научно-исследовательского института Министерства обороны РФ Павел Гаврилов рассказывает: «Изготавливается заряд специальной формы и подрывается в определенное время вместе с запуском аппаратуры регистрации. Датчики для измерения параметров размещены как вдоль стенок трубы, так и внутри объекта, который мы испытываем». Бывало, что у танков во время испытаний срывало башни, и тогда машины отправляли на доработку.
Воздействие поражающих факторов на личный состав фиксируют акустические приборы. Конечно, солдат во время таких испытаний к трубе близко не подпускают. Ведь самое малое, что может произойти с водителем, если бронетехника недостаточно защищена, — лопнут барабанные перепонки. Иными словами, ни один образец военной техники не будет принят на вооружение, если не получит от ученых заключение о безопасности. Естественно, при испытаниях определяют и сильные стороны самих ядерных зарядов, поэтому еще одна задача института – выработать оптимальные характеристики боеприпасов.
Начальник 12-го Научно-исследовательского института Министерства обороны РФ Сергей Перцев подчеркивает: «Национальная безопасность России обеспечена за счет того, что у нее есть мощный безопасный боеспособный запас ядерного оружия. Это я говорю с уверенностью, опираясь не просто на политические высказывания, а на конкретные количественные оценки, которые делает наш институт». Сами ядерщики говорят: конструкторские бюро знают, как создать средство поражения, промышленность — как его произвести, а в институте — как от него защититься. В новом веке в институте начали заниматься и оружием направленной энергии, в частности, лазерами.