Купить билет на междугородный рейс без паспорта теперь нельзя практически ни на один вид транспорта. А данные обо всех пассажирах, которые едут за границы своего региона, перевозчики обязаны будут передавать в специализированные базы. С 1 декабря вступает в силу Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах (АЦБПДП), а также предоставления содержащихся в них данных. По большому счету, перевозчики и без того имеют данные о пассажирах: без документов билет на поезд, самолет или пароход просто не продадут. Теперь вся эта информация сводится в единую базу. Главный смысл такого шага — усиление безопасности на транспорте. И если, например, при приходе морского судна в порт у капитана порта не будет данных о пассажирах, то у него будут все основания не пустить судно с неизвестными пассажирами в порт.
Возможно, в дальнейшем информацию из баз данных, которые имеют юридическую значимость, можно будет использовать при утере своего билета или для решения спорного вопроса о возмещении ущерба при страховании ответственности перевозчика за жизнь пассажира, например, по запросу суда. Кроме того, обобщение информации поможет проанализировать спрос на перевозки и разработать более удобное расписание на дальних маршрутах, чтобы транзитные пассажиры долго не ждали пересадки с автобуса на поезд или самолет, считают эксперты.
Но пока главная задача — безопасность. Особое внимание к личностям пассажиров на внутренних маршрутах стало уделяться после терактов в столичном метро и аэропорту «Домодедово», когда террористы приехали в столицу на междугороднем автотранспорте. В рамках Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте и было принято решение финансировать создание этой базы. Она будет закрытой для общего пользования. Только правоохранительные органы и другие силовые структуры по необходимости смогут иметь к ней доступ.