РЖД намерено попросить у российских властей дополнительные 16 миллиардов рублей на реконструкцию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Об этом в номере от 25 февраля пишет газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники. Средства необходимы для увеличения пропускной способности путей, которое, в свою очередь, должно позволить вывезти с Кузбасса дополнительные почти 40 миллионов тонн угля до 2020 года (продукция компаний СУЭК, «Мечел», «СДС-уголь», «Сибуглемет», «Кузбассразрезуголь»). Эти объемы монополия не учла при подсчетах первоначальной сметы. В расчет принимался только грузопоток с Дальнего Востока (месторождения компаний Evraz, ТЭПК, «Мечел», «Норникель»), который до 2018 года должен увеличиться на 55 миллионов тонн.
В связи с пересмотром объемов грузопотока стоимость реконструкции БАМа и Транссиба в целом подорожала с 562 миллиардов до 1,2 триллиона рублей. Об этом в конце января СМИ писали со ссылкой на презентацию принадлежащего РЖД Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ). Тогда не уточнялось, сколько денег из дополнительных 638 миллиардов рублей планируется получить от государства. Аудиторские компании, которые занимаются проектом модернизации магистралей (Deloitte, EY и PwC), в январе этого года сочли завышенной даже первоначальную смету в размере 562 миллиардов рублей.
По данным консультантов, потребуется меньшее расширение пропускной способности магистралей в связи с тем, что прогноз РЖД по приросту грузов на 55 миллионов тонн завышен. Аудиторы считают, что из-за риска заморозки ряда проектов грузопоток увеличится лишь на 30 миллионов тонн. Прирост грузов за счет месторождений Кузбасса тогда не обсуждался. Правительство РФ одобрило программу модернизации БАМа и Транссиба в конце июля прошлого года. Из суммы в 562 миллиарда рублей РЖД возьмет на себя 302 миллиарда. Еще 110 миллиардов поступят из бюджета и 150 миллиардов — из Фонда национального благосостояния.