Группа Coface – мировой лидер в области кредитного страхования – понизила рейтинг странового риска Китая с уровня A3 («Удовлетворительный уровень риска», прогноз негативный) до уровня А4 («Приемлемый уровень риска»). Эксперты Coface представили следующую оценку странового риска Китая: Замедление экономики Китая продолжится в 2015 году. После начавшегося в 2014 году замедления экономики, темпы экономического роста продолжают снижаться и в 2015 году. Власти страны осуществили необходимые реформы, чтобы добиться более сбалансированного роста, и теперь, похоже, готовы допустить замедление экономики с целью обеспечить дальнейший переход к экономическому росту на основе потребительского спроса. Этот процесс продолжается и в 2015 году.
Располагаемые доходы населения растут почти теми же темпами, что и ВВП страны, и доля сектора услуг в ВВП больше, чем доля промышленности. Тем не менее, прибыли корпораций в краткосрочной перспективе подвергаются негативному воздействию в тех секторах, где имеются значительные избыточные мощности, особенно в инфраструктурных отраслях и в строительстве. Рынок недвижимости демонстрирует признаки ослабления, что выражается в падении цен при наличии рекордного количества свободных площадей и снижении инвестиций.
Продолжительное падение цен может оказать воздействие на строительный сектор, на долю которого приходится 15 процентов ВВП, а также на банки – из-за их значительных вложений в операции с недвижимостью. Однако коллапс на рынке недвижимости маловероятен, поскольку власти обладают возможностями для вмешательства в случае возникновения серьезного кризиса. Пекин пока что направлял усилия на ослабление правил, регулирующих рынок недвижимости, которые были введены в 2010 и 2011 годах, когда цены на недвижимость резко выросли на фоне невысоких процентных ставок.
Однако Центральный банк Китая сохраняет жесткий контроль за ростом кредитования. Расходы домохозяйств должны остаться на прежнем уровне благодаря хорошей ситуации на рынке труда. Однако ощущается снижение темпов увеличения располагаемых доходов, о чем говорит замедление роста розничных продаж в первом квартале 2015 года.
Кроме того, рост китайского экспорта должен стабилизироваться в результате усиления экономики США и небольшого улучшения экономической ситуации в Европе. Однако курс юаня продолжит расти благодаря интернационализации китайской валюты (использованию ее за пределами КНР, в расчетах между резидентами других государств), что будет влиять на конкурентоспособность китайского экспорта и рост зарплат.
Долги частного сектора и местных властей ставят под угрозу финансовую систему. Хотя уровень китайского государственного долга является устойчивым, ситуация с высоким уровнем долга местных органов власти в КНР остается непрозрачной. В конце 2013 года проверка, проведенная Государственным ревизионным управлением КНР, выявила, что долги местных органов власти составляют 17,9 триллионов юаней, то есть, треть от ВВП страны.
С учетом развития теневого банковского сектора в качестве альтернативного источника финансирования (по оценкам, на его долю приходится 30 процентов от общего объема финансирования), очень трудно адекватно оценить уровень задолженности частного сектора. По оценкам МВФ, долг достиг уровня 207 процентов к ВВП в начале 2014 года по сравнению со 130 процентами в 2008 году.
В то время как большинство частных компаний уменьшили использование долгового финансирования, коэффициент долговой нагрузки продолжал расти у государственных предприятий и у компаний в секторах недвижимости и строительства. Кроме того, малые и средние предприятия зачастую вынуждены брать займы у теневого банковского сектора по завышенным процентным ставкам.
Качество банковских активов снижается, хотя теневой банковский сектор остается недооцененным. В конце 2014 года доля проблемной задолженности достигла самого высокого за несколько лет уровня 1,25 процентов. В апреле 2015 года на китайском рынке облигаций был зафиксирован первый дефолт государственного предприятия: группа Баодин Тяньвэй, работающая в области солнечной энергетики, не смогла осуществить купонный платеж в размере 14 миллионов долларов США, и держатели долговых инструментов потребовали возмещения со стороны материнской компании.
Хотя это событие и не вызвало панику, рынок тем не менее ожидает реакции со стороны материнской компании. Неизбежно должен появиться реальный риск банкротства таких предприятий, и это ограничит их безответственное поведение, когда они не желают учитывать риски, поскольку знают, что правительство придет к ним на помощь. В условиях замедления экономики возникнет необходимость внимательно анализировать состоятельность более уязвимых заемщиков.
Сохраняются недостатки в области управления. Пленум Центрального комитета Компартии Китая в октябре 2014 года подтвердил верховенство КПК, но при этом также принял и решения, направленные на совершенствование правовых норм в стране. Однако проект реформы в области национальной безопасности вызвал озабоченность у некоторых неправительственных организаций и иностранных инвесторов. Передача власти нынешнему председателю КНР Си Цзиньпину от его предшественника на этом посту прошла без всяких проблем.
После кампании по борьбе с коррупцией, направленной против самых высокопоставленных деятелей КПК, Си Цзиньпин получил беспрецедентную власть в партии. Однако правящий тандем председателя КНР Си Цзиньпина и премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна сталкивается с волнениями на социальной и этнической почве. В стране активизировалось рабочее движение, что вынудило власти опубликовать указания по развитию «гармоничных трудовых отношений».
Помимо этого, прошлогодние демонстрации в Гонконге с требованиями демократии также создали проблемы для китайского правительства. Наконец, продолжают сохраняться серьезные недостатки в управлении, особенно в том, что касается доступа к финансовой отчетности компаний и правовой защиты интересов кредиторов.