Первая в России научная рота находится в воронежской академии ВВС. Мы узнали, над чем работают солдаты с красными дипломами, в каких условиях живут, зачем интеллектуальному спецназу гравий с военных аэродромов, подкрашенная тушью вода и гелиевая пушка. В отличие от остальных вооруженных сил, жизнь научной роты регламентируется не только армейскими уставами, но и особым приказом министерства обороны № 404. Здесь нет автоматов — на присягу и стрельбы их одалживают в соседних ротах. Оружие ученых солдат — интеллект. Четыре дня в неделю, с понедельника по четверг военнослужащие занимаются научной работой. Пятница посвящена общевойсковым дисциплинам: строевой, тактической, физической подготовке, — рассказал командир роты Виктор Мерзлов. Он готовится защищать кандидатскую диссертацию о переводе дизельных двигателей на метан.
Суббота начинается с подведения итогов: солдаты рассказывают о достигнутом за неделю и возникших проблемах. Командиры слушают и записывают. Работа каждого военнослужащего расписана на весь срок службы, у каждого есть научный руководитель, составивший солдату план по интересующей армию проблематике. Поскольку рота создана под крылом ВВС, то и проблемы авиационные. Антон Шарафутдинов из Уфы и Вячеслав Звонников из Рыбинска занимаются совершенствованием компрессора авиационного двигателя. Их задача — свести к минимуму возникающие в агрегате завихрения — они крадут КПД. Антон теоретик — просчитывает различные варианты на компьютере. Вячеслав практик: проверяет гипотезы, поливая вращающийся ротор компрессора подкрашенной тушью водой. Маркер позволяет увидеть вредоносную турбулентность.
Эксперименты — мечта любого студента. Потому и пошел в научную роту: работа интересная, проведу год с пользой, — считает рядовой Звонников. Шарафутдинову понравился четкий распорядок дня. Конкурсу в научную роту позавидуют иные вузы. Средний балл у солдат 4,6, многие с красными дипломами. Живет армейская интеллигенция в комнатах по четыре человека. В каждой есть большой телевизор — в 21 час всем военнослужащим российской армии, вне зависимости от уровня интеллекта, положено смотреть программу «Время». К услугам солдат горячая вода, душевые кабины, моющий пылесос. Дома у меня такого нет, — Мерзлов указал на солидный агрегат в углу. И жена обижается: носишься со своей научной ротой, про меня забыл.
Максим Теплицкий из Хабаровска занимается построением математической модели летательного аппарата. Сейчас это Як-130, но переставив значения в программе, можно получить Су-35 или любой другой. Когда модель будет построена, на нее обрушат виртуальные невзгоды: сильный боковой ветер, попадание в струю разреженного воздуха от впереди идущего самолета, зону турбулентности и т.д. Проанализировав поведение самолета в критических ситуациях, солдат выработает рекомендации для конструкторов и экипажа: что необходимо улучшить и как действовать в случае чего.
После шести лет общаги был непривычен подъем по расписанию и необходимость определенным образом одеваться, перед тем, как выйти на улицу, — Максим окончил московский университет гражданской авиации. Зато любимого спорта ему здесь хватает: помимо обязательной зарядки, три раза в неделю можно заниматься в спортзале, доступен бассейн. Шесть военнослужащих научной роты уже выступают за академию в соревнованиях по плаванию.
Когда я ушел, Теплицкий позвонил и доложил: приходил корреспондент, спрашивал о том-то. Серьезный парень. В соседнем помещении стоит гелиевая пушка для обстрела камешками лопаток турбин. Попадание инородных предметов в воздухозаборники при взлете и посадке — бич авиации, от них страдает половина самолетов. Делал орудие интернациональный коллектив: турель построил курсант из Никарагуа, ствол из трубы, вывезенной с украинского оборонного завода, крепление для лопатки сконструировал доцент с кафедры силовых установок. Стреляет пушка пыжом, в который вкладывается камешек необходимого размера. Снаряды с аэродромов привозят из командировок преподаватели академии. Можно и воробьем выстрелить. Мертвым, конечно, — пояснил автор установки майор Евгений Нескоромный.
Солдаты научной роты пушку усовершенствовали, доведя ее до автоматизма. На счету интеллектуального спецназа три заявки на изобретения, шесть рацпредложений, 42 научные статьи. Весной военнослужащие вместе со своими руководителями примут участие в научной конференции. Статс-секретарь минобороны Николай Панков высоко оценил успехи воронежских солдат, а шестеро рядовых, докладывавших о своей работе Сергею Шойгу, получили благодарности «за усердие, старание и разумную инициативу».
Должностей сержантских у нас нет, но самым прилежным к дембелю постараемся присвоить звание. Кандидаты уже есть, — заметил Мерзлов. Ротный командир с подчиненными держится демократично: «Люди взрослые, с высшим образованием — на одном языке говорим. Добрым словом можно сделать гораздо больше, чем криком и муштрой». Но есть у майора и кнут: «Солдаты знают — за плохую работу или нарушения дисциплины поедут служить в обычную танковую бригаду. Там поймут, что к чему и будут письма писать: возьмите меня обратно».